Ксения Горбунова
Сборник развивающих игр по формированию познавательных способностей у детей дошкольного возраста (Часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
«Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.
Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
«Узнай по голосу»
Публикация «Сборник развивающих игр по формированию познавательных способностей у детей дошкольного возраста (Часть 2)» размещена в разделах
Цель: развитие слуховой памяти.
Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы стали,
Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал – узнай!
Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается.
«Мамины помощники»
Цель: развитие словесной памяти.
Оборудование: предметные картинки из настольных игр.
Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети - помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.
«Запомни пару»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.
Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
«Парные картинки»
Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).
Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.
«Деление целого на части»
Цель: развитие умения анализировать.
Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
«Один – много»
Цель: развитие быстроты мышления.
Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе.
«Назови соседей»
Цель: развивает скорость мыслительных процессов.
Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
«Поиск закономерностей»
Цель: развитие логического мышления.
Описание:
I. Продолжить перечень слов. Как можно назвать одним словом следующие предметы:
1. март, апрель, май, июнь … - месяцы.
2. хлеб, молоко, колбаса, макароны … - продукты.
3. стол, стул, шкаф, диван … - мебель.
4. ромашка, василёк, одуванчик, лютик … - полевые цветы.
5. туфли, сапоги, валенки, сандалии … - обувь.
холодильник, утюг, пылесос, телевизор … - бытовые электроприборы…. И т. д.
Упражнение «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
«Составь картинку»
Цель: развивать восприятие
Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 4 части.
Ход игры:
Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.
Можно предложить следующее задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.
«Оденем куклу»
Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т. д.).
Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.); кукла.
«Спрячь мышку»
Цель: формировать у детей представления о шести цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).
Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.