Юлия Андреяшина
Сборник примеров пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Публикация «Сборник примеров пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать
1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.
3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.
5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
* * *
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики
1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.
Стихотворение и все движения можно повторить
***
Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да щелк, и снова щелк!
Не поймает зайца волк,
Пастью щёлкнет напрасно —
Заяц бегает прекрасно!
1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.
5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками
В домике сидит волчок,
Он глядит на вас в глазок,
Может дверку приоткрыть
И за пальчик укусить,
Если больно, то немножко
Разотри свои ладошки!
1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.
3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.
5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.
***
Избушка на лужочке,
Двери на замочке,
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.
1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.
2 строчка – соединяем пальцы в замок.
3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого, не размыкая замка.
5–6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.
* * *
Крылья нашей мельницы
У ветерка как пленницы —
Как ветер переменится,
Так повернется мельница.
1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.
* * *
Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо всех пересчитать.
Десять пальцев – как отряд,
И костюму каждый рад.
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
1–2 строчки – растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).
3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.
* * *
После завтрака мы с вами
В лес поедем за дровами.
Пилим-пилим, пилим-пилим!
Быстро мы бревно осилим!
Рубим-рубим, рубим-рубим!
Топором работать будем,
Привезем домой дрова,
Сложим посреди двора.
1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.
3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.
5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.
7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.
* * *
Скачет на коне Егорка
То на горку, то под горку,
Раз, два, три, четыре, пять —
Весело ему скакать!
Выезжает в чисто поле —
Есть где разгуляться вволю!
1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.
5–6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.
* * *
Пляшут в кухне на стене
Солнечные зайчики,
А у Маши расшалились
Маленькие пальчики.
Быстро бегают они
По Машиной ладошке.
Успокойтесь, шалуны,
Отдохнем немножко!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.
3–4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.
5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.
Повторяем все действия для второй руки.
* * *
Две ладошки – два домишки
Там живут бродяги-мишки.
Вот поспят они немножко
И помчатся по дорожкам,
А дорожки – две руки,
Ну-ка, мишкам помоги:
Их на санки посади,
По дорожкам прокати!
1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.
5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.
Игру можно повторить несколько раз.
* * *
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку!
Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.
* * *
В море лодочка плыла,
В ней лиса веслом гребла.
Притомилася лиса,
Распустила паруса,
Теперь на лавочке сидит,
На море в бинокль глядит.
1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.
2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.
3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.
* * *
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтобы правильно писать,
Надо ручкам отдыхать!
Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать».
* * *
Ежик Николка под елку свалился,
Ежик Николка по травке катился,
Брюшко решил он на солнце погреть,
Ну и конечно, слегка загореть.
Солнышко скрылось, ежик замерз,
Успел загореть только маленький нос.
1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.
3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.
5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.
* * *
Пошла гулять Маринка
По узенькой тропинке.
У леса на лужочке
Рвала она цветочки.
Пока домой бежала,
Цветочки растеряла.
1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.
3–4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.
5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.
* * *
Я маленькая хрюшка,
На солнце грею брюшко,
И розовые ушки
Стали на макушке
Глазки я закрыла,
Про пятачок забыла:
На солнце загорел
И сильно покраснел.
1–2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук.
3–4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы.
5–6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза.
7–8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.
* * *
В каждой из избушек
Живут по пять подружек:
Маня, Настя и Полина,
Катерна и Марина,
Соня, Вера, Зинаида,
Василиса, Степанида.
Вместе песенки поют,
Дружно, весело живут.
1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основаниями ладоней.
3–6 строчки – называем ими поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику.
7–8 строчки – поглаживаем и потираем ладони одна о другую.
* * *
Мастер шкафчик мастерил,
Ровно досочки пилил,
Молотком по ним стучал,
Точно гвозди забивал.
Дверки сделал и замок,
Ключик сделать он не смог.
1–2 строчки – ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.
3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».
5 строчка – соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».
6 строчка – соединяем пальцы обеих рук в замок.
Игру можно повторить несколько раз.
* * *
Маленький Тимошка
Гладил ладошки
И у каждой руки
Сосчитал бугорки:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем на другой считать:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
1–4 строчки – указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки.
5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца.
7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки.
* * *
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало,
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли,
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
1–2 строчки – поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.
3–4 строчки – соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.
5–6 строчки – поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.
7–8 строчки – снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».
* * *
Поиграем с вами просто:
Строим домик для Барбоса.
Крепкий дом, теплый дом,
Будет жить Барбосик в нем.
Чтоб устроить там веселье,
Всех зовет на новоселье.
1–6 строчки – соединяем руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Качаем «домик» вперед-назад, вправо-влево.
* * *
Тетушки-ежихи —
Классные портнихи!
Могут все на свете сшить
И на память подарить.
1–4 строчки – раскрываем обе ладони и поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой.
* * *
Два маленьких кузнечика
Потопали на речку.
Воды они боялись
И в речке не купались,
На скрипочках играли —
Всех рыбок распугали.
1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу.
3–4 строчки – поглаживаем ладонями поверхность стола.
5–6 строчки – поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.
* * *
Для девочки Полинки
Выросла малинка.
Собрала Полинка
Ягодки в корзинку.
Съела всю малинку
Девочка Полинка.
1–6 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и «рвем ягодки» с поверхности стола или стены. Можно подносить сомкнутые пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку.
* * *
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается —
Цветочки раскрываются,
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».
5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.
Игру можно повторить несколько раз.