Верхорубова Галина
«Логика в игре». Сборник игр
▼ Скачать + Заказать документы
Логика в игре
(сборник игр в помощь педагогам и родителям для работы с детьми)
Составила Верхорубова Г. В., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 45 «Красная шапочка» г. Георгиевска»
От автора
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.
Выполняя предложенные задания, ребенок научится логически мыслить и рассуждать, сравнивать и анализировать, находить различные способы решения той или иной задачи.
Темочки:
А для того чтобы занятия принесли ожидаемый результат, воспользуйтесь нашими советами.
Внимание ребенка старшего дошкольного возраста неустойчиво — продол-жительность одного занятия не должна превышать 20—30 минут и содержать не более двух заданий.
Ребенок должен испытывать интерес к обучению. Поэтому занятия лучше проводить в игровой форме. Постарайтесь создать эмоционально насыщенную атмосферу: используйте выразительную мимику, интонированную речь. Не заставляйте ребенка заниматься, если он устал, расстроен, увлечен чем-то другим.
Занимайтесь с ребенком систематически, приучайте его выполнять работу до конца, красиво и аккуратно.
Не отступайте, если задание окажется чересчур сложным для ребенка. Помогите ему, объясните ошибку. Сделайте перерыв и вернитесь к этому же заданию через некоторое время.
Поощряйте ребенка даже при незначительных успехах, никогда не сравнивайте его с другим, более успешным учеником, — пусть ребенок почувствует уверенность в себе и в своих силах.
Цель: закрепление состава числа, согласно цветовой гамме палочек Кюизенера. Бабочка – основное число, а цветы, соответственно, его состав.
Ход: ребенок выбирает бабочку - цифру согласно цветовой гамме палочек Кюизенера и подбирает букет из цветов, закрепляя состав числа.
число цвет
1 белая
2 розовая
3 голубая
4 красная
5 желтая
6 фиолетовая
7 черная
8 бордовая
9 синяя
10 оранжевая
Состав числа 3
1+2=3
2+1=3
Состав числа 4
1+3=4
2+2=4
3+1=4
Состав числа 5
1+4=5
2+3=5
3+2=5
4+1=5
Состав числа 6
1+5=6
2+4=6
3+3=6
4+2=6
5+1=6
Состав числа 7
1+6=7
2+5=7
3+4=7
4+3=7
5+2=7
6+1=7
Состав числа 8
1+7=8
2+6=8
3+5=8
4+4=8
5+3=8
6+2=8
7+1=8
Состав числа 9
1+8=9
2+7=9
3+6=9
4+5=9
5+4=9
6+3=9
7+2=9
8+1=9
Состав числа 10
1+9=10
2+8=10
3+7=10
4+6=10
5+5=10
6+4=10
7+3=10
8+2=10
9+1=10
Логические блоки Дьенеша
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только по математике, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования блоков Дьенеша - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам, с учетом наличия или отсутствия каждого.
Карточки и условные обозначения к блокам Дьенеша
«Найди нужную фигуру»
Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Ход: ребенку дается набор карточек, по которым он должен найти нужную фигуру.
«Собери по схеме»
Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление, умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Ход: ребенку предлагаются схема, по которой он должен определить деталь, необходимую для выполнения задания.
Схемы задания 1, 2:
Схемы задания 3, 4:
Схемы задания 5, 6:
Схемы задания 7, 8:
«Украсим полянку» (Блоки Дьенеша)
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах. Упражнять в умении «читать» схемы-указания. Развивать образное мышление, воображение.
Ход: Воспитатель показывает схему полянки:
— Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы — сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.
Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.
Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит игру еще раз индивидуально.
Схемы для серединок цветов Схемы для лепестков
Готовый образец: