Приложение МААМ

Сборник дидактических игр

Наталья Жуковская
Сборник дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Публикация «Сборник дидактических игр» размещена в разделах

Актуальность логопедических игр обоснованы необходимостью формирования у детей слоговой структуры слова.

Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день.

Авторизованные логопедические игры, вошедшие в сборник :

- «Поставь цветок на подоконник»

- «Муравей – почтальон»

- «Найди домик рыбкам»

- «Отправь письмо другу»

- «Веселый поезд»

- «Собери ромашку»

- «Вкусное варенье»

- «Посади птиц в кормушку»

- «Подбери родственное слово»

- «Волшебный домик»

- «Веселые шнурочки»

Представленные игры изготовлены из прочного картона, все сюжетные картинки заламинированы (на обратной стороне картинок прикреплены магниты).

Авторизованные логопедические игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, а также пробуждают в потребности постоянного общения и желания самостоятельно составлять слова разной слоговой структуры.

Мобильность и легкость в использовании, красочное оформление и игровая форма позволяют эффективно развивать речь детей.

Представленные игровые пособия могут быть рекомендованы для учителей-логопедов, воспитателей и родителей в работе с детьми и в системе реализации задач по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Авторская многофункциональная игра «Поставь цветок на подоконник»

Цель: Учить детей делить слова на слоги

Задачи:

- закрепить у детей названия комнатных растений;

- совершенствовать фонематический слух;

- обогащать активный словарь;

- развивать мелкую моторику.

Оборудование: четыре игровых поля (окно с подоконником) формата А4, на которых приклеены 1, 2, 3, 4 кружочка, обозначающие сколько слогов в слове; картинки с изображением комнатных растений (на магните).

Словарный материал: 1 слог - плющ, 2 слога - роза, фикус, пальма, кактус, герань, 3 слога - фиалка, гербера, монстера, алоэ, толстянка, цикламен, 4 слога - папоротник, орхидея, азалия.

Предварительная работа: изучение с детьми названых комнатных растений, просмотр презентации.

Ход игры:

Логопед предлагает детям взять любой цветок, назвать название цветка, прохлопать его название по слогам, прикрепить на подоконник с соответствующим количеством кружков. Дети поочередно берут картинки и называют нарисованные на них цветы, четко прохлопывая их по слогам.

Примечание: игра рассчитана для детей старшего возраста.

Авторская дидактическая игра «Муравей – почтальон»

Цель: формировать умение произносить «одно», «двух», «трехсложные» слова;

Задачи:

- определять количество гласных звуков в слове;

- формировать умение определять первый звук в слове.

Оборудование: картинка с изображением насекомого. Телеграмма, на которой изображена схема слова (в телеграмме зашифровано название насекомого первой буквой, и количеством гласных звуков в слове). Красными кружочками обозначено количество гласных звуков в слове.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку выбрать картинку с изображением насекомого, назвать первый звук в слове и подобрать к нему схему, на которой указано количество гласных звуков в слове.

Рекомендации: игру используют для детей старшего возраста.

Авторская дидактическая игра «Найди домик рыбкам»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество.

Задачи:

- Закрепить знания детей о рыбах (названия, в каких водоемах живут)

- Активизировать словарный запас по теме «Рыбы»

- Совершенствование навыка слогового анализа слов.

- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.

Материал: картинки с изображением водоемов, где обитают рыбы (море, река, озеро, аквариум). Картинки с изображением морских, речных и аквариумных рыбок. Четыре ведерка, на которых приклеены кружочки, для определения количества слогов в словах.

Описание: взрослый перед ребенком выкладывает картинки с изображением водоемов. Затем предлагает ребенку взять картинку с рыбкой, назвать ее название и положить ее в тот водоем, где она обитает. Когда ребенок справиться с заданием, предлагаем ему «поместить» рыбок в ведерки с определенным количеством слогов. Т. е. берет картинку с рыбкой и определяет количество слогов, например: сом – 1 слог, дель - фин – 2 слога и т. д. Можно назвать ласково рыбок, например: сом – сомик, карась- карасик и т. д. Также можно определить первый и последний звук в названиях рыб.

Методические рекомендации:

- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.

- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.

- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.

- Проводить игру можно как за столом, так и на коврике.

Авторская дидактическая игра «Отправь письмо другу»

Цель игры: Учить детей делить слова на слоги

Задачи:

- Уточнить и активизировать словарь по теме: «Домашние и дикие животные».

- Учить различать диких животных, от домашних.

- Формировать умение употреблять имена существительные в форме дательного падежа ед. числа.

- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.

Материал: карточки (конверты) с изображением домашних и диких животных, фон для игрового момента.

Описание: на столе лежит фон с изображением «почтового ящика». Ребенку предлагается взять коверт с изображением животного и назвать кому он хочет отправить письмо.

Методические рекомендации:

- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.

- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.

- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.

- Проводить игру можно за столом, у магнитной доски или на ковре.

Авторская дидактическая игра «Веселый поезд»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество.

Задачи:

- Развитие фонематических процессов.

- Автоматизация поставленных звуков.

Материал: картонный поезд, в котором четыре вагона. На каждом вагоне наклеены схемы для определения количества слогов. Карточки с изображением различных картинок.

Описание: перед ребенком выкладываем поезд. Показываем ребенку картинку и предлагаем ему назвать слово, разделив его на слоги. Посчитав сколько слогов в слове, ребенок кладет картинку в определенный вагон. Один слог – в первый вагон, два слога – во второй вагон и т. д.

Методические рекомендации:

- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.

- Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.

- Проводить игру можно за столом или на ковре.

Авторская дидактическая игра «Собери ромашку»

Цель:

Развивать слоговую структуру слова.

Задачи:

- Формировать навык деления слов на слоги.

- Развивать абстрактно-логическое мышление.

- Развивать память, внимание, тонкую моторику, координацию движений.

Материал: круг (середина ромашки, на котором схематически изображено, сколько слогов в слове. Карточки в виде лепестков с изображением различных картинок.

Описание: перед ребенком выкладываются серединки ромашки. Ребенку дается задание: «Подбери к серединке такие лепестки с картинками, в название которых будет столько слогов, сколько указано на схеме».

Методические рекомендации:

- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.

- Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.

- Проводить игру можно за столом или на ковре.

Авторская дидактическая игра «Вкусное варенье»

Цель: Развивать навык образования слов сложной слоговой структуры.

Задачи:

- Активизировать словарь по теме: «Ягоды» и «Фрукты».

- Учить согласовывать числительные с существительными.

- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Материал: банки для варенья, вырезанные из картона, на которых приклеены магниты. Картинки с изображением фруктов и ягод (на магнитах).

Описание: ребенку предлагается найти ягоды (фрукты) и «поместить» их в банку. В ходе игры можно предложить ребенку: назвать название ягод или фруктов, посчитать их количество (одна малина, две малины, три малины, назвать слова ласково, образовать слово сложной слоговой структуры (варенье из клубники – клубничное и т. д.)

Методические рекомендации:

- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.

- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.

- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.

- Проводить игру можно за столом или на магнитной доске.

Авторская многофункциональная игра «Посади птиц в кормушку»

Цель: Учить детей делить слова на слоги.

Задачи:

- Совершенствовать фонематический слух.

- Обогащать активный словарь.

- Развивать мелкую моторику.

- Правильно употреблять существительные с числительными.

Оборудование: зимующие птицы (воробьи, сороки, снегири, синицы, дятлы, клест, три кормушки формата А4, на которых приклеены 1, 2, 3 кружочка, обозначающие сколько слогов в слове.

Словарный материал: 1 слог - клест, 2 слога - снегирь, дятел, 3 слога - воробей, сорока, синица. Одна сорока - пять сорок, один воробей - пять воробьев, один снегирь - пять снегирей и т. д. Ход игры:

1 вариант Логопед предлагает детям взять любую птицу, назвать название этой птицы, прохлопать ее по слогам, прикрепить к кормушке с соответствующим количеством кружков. Дети поочередно берут птиц и называют их названия, четко прохлопывая по слогам.

2 вариант Логопед предлагает детям взять любых пять птиц, прикрепить к дереву и посчитать (один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев и т. д.)

Дидактическая (авторская) игра "Подбери родственное слово"

Цель игры: Развивать навык образования слов сложной слоговой структуры.

Задачи:

- Научить различать "родственные" по смысловому значению слова;

- Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;

- Развивать навык словообразования путем сложения двух слов;

- Развивать воображение,

- Развивать тактильное восприятие, мелкой моторики рук;

Оборудование. Предметные большие картинки, маленькие картинки (с изображением родственных слов, прикрепленные к пришепкам.

Содержание. Предварительная работа: наблюдения в живой и неживой природе, рассматривание картинок (родственные слова) и объяснение значений родственных слов. Сравнения и описания предметов, работа по лексическим темам.

Детям предлагается подобрать родственные слова (с одним корнем) с опорой на зрительное восприятие (картинки). С помощью прищепок прикрепить к нужной картинке. Ребенок должен подобрать картинку, объяснить свой выбор и значение данного слова.

Методические рекомендации:

- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.

- Игру можно проводить как с одним ребенком так и с подгруппой детей.

- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.

- Проводить игру нужно за столом.

Публикации по теме:

Книга детей подготовительной группы «Сборник рассказов о домашних питомцах»Книга детей подготовительной группы «Сборник рассказов о домашних питомцах» Новую свою публикацию хочется начать с высказывания В. А. Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят мир и познают себя».

Книжка-малышка «Сборник стихов Агнии Барто»Книжка-малышка «Сборник стихов Агнии Барто» Хорошо унаследовать библиотеку, а еще лучше собрать свою собственную Огастин Биррелл[/b] Книжка - малышка изготовлена для ребят младшей.

Консультация «Как мы на летнем отдыхе создавали второй сборник детских рассказов»Консультация «Как мы на летнем отдыхе создавали второй сборник детских рассказов» В предыдущей консультации я поделилась опытом творческого мероприятия во время отдыха – по созданию 1-го детского сборника историй о животных.

Консультация «Как мы на летнем отдыхе создавали первый сборник детских рассказов»Консультация «Как мы на летнем отдыхе создавали первый сборник детских рассказов» Дорогие педагоги и родители! Поделюсь с вами опытом проведения такого увлекательного мероприятия во время отдыха на даче. Обычно она летом.

Лэпбук «Зима». Сборник зимних настольных игр для детей дошкольного возрастаЛэпбук «Зима». Сборник зимних настольных игр для детей дошкольного возраста Постаралась в одной папке собрать как можно больше дидактических игр на тему "Зима". Ведь это самое долгожданное и самое продолжительное.

Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движенияМетодический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. В федеральном государственном.

Методическое пособие «Сборник дидактических игр для дошкольников» Методическое пособие «Сборник дидактических игр для дошкольников» Автор-составитель: Мауль Е. А воспитатель ГБУ НСО «Социально-реабилитационный.

Сборник дидактических игр «Ромашка-развивашка для Cаши, Маши и Наташи»Сборник дидактических игр «Ромашка-развивашка для Cаши, Маши и Наташи» Авторы - воспитатели МБДОУ детского сада №30 «Березка»: Шейгусова Елена Александровна Быхало Елена Константиновна учитель-логопед - Криворотова.

Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников с флорой и фауной картотека основана на книге: Л. Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром Жизнь в семенах. (игра для детей.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сборник дидактических игр
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 12:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жуковская (УИ 2167000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД