Наталья Жуковская
Сборник дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Публикация «Сборник дидактических игр» размещена в разделах
Актуальность логопедических игр обоснованы необходимостью формирования у детей слоговой структуры слова.
Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день.
Авторизованные логопедические игры, вошедшие в сборник :
- «Поставь цветок на подоконник»
- «Муравей – почтальон»
- «Найди домик рыбкам»
- «Отправь письмо другу»
- «Веселый поезд»
- «Собери ромашку»
- «Вкусное варенье»
- «Посади птиц в кормушку»
- «Подбери родственное слово»
- «Волшебный домик»
- «Веселые шнурочки»
Представленные игры изготовлены из прочного картона, все сюжетные картинки заламинированы (на обратной стороне картинок прикреплены магниты).
Авторизованные логопедические игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, а также пробуждают в потребности постоянного общения и желания самостоятельно составлять слова разной слоговой структуры.
Мобильность и легкость в использовании, красочное оформление и игровая форма позволяют эффективно развивать речь детей.
Представленные игровые пособия могут быть рекомендованы для учителей-логопедов, воспитателей и родителей в работе с детьми и в системе реализации задач по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Авторская многофункциональная игра «Поставь цветок на подоконник»
Цель: Учить детей делить слова на слоги
Задачи:
- закрепить у детей названия комнатных растений;
- совершенствовать фонематический слух;
- обогащать активный словарь;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование: четыре игровых поля (окно с подоконником) формата А4, на которых приклеены 1, 2, 3, 4 кружочка, обозначающие сколько слогов в слове; картинки с изображением комнатных растений (на магните).
Словарный материал: 1 слог - плющ, 2 слога - роза, фикус, пальма, кактус, герань, 3 слога - фиалка, гербера, монстера, алоэ, толстянка, цикламен, 4 слога - папоротник, орхидея, азалия.
Предварительная работа: изучение с детьми названых комнатных растений, просмотр презентации.
Ход игры:
Логопед предлагает детям взять любой цветок, назвать название цветка, прохлопать его название по слогам, прикрепить на подоконник с соответствующим количеством кружков. Дети поочередно берут картинки и называют нарисованные на них цветы, четко прохлопывая их по слогам.
Примечание: игра рассчитана для детей старшего возраста.
Авторская дидактическая игра «Муравей – почтальон»
Цель: формировать умение произносить «одно», «двух», «трехсложные» слова;
Задачи:
- определять количество гласных звуков в слове;
- формировать умение определять первый звук в слове.
Оборудование: картинка с изображением насекомого. Телеграмма, на которой изображена схема слова (в телеграмме зашифровано название насекомого первой буквой, и количеством гласных звуков в слове). Красными кружочками обозначено количество гласных звуков в слове.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку выбрать картинку с изображением насекомого, назвать первый звук в слове и подобрать к нему схему, на которой указано количество гласных звуков в слове.
Рекомендации: игру используют для детей старшего возраста.
Авторская дидактическая игра «Найди домик рыбкам»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество.
Задачи:
- Закрепить знания детей о рыбах (названия, в каких водоемах живут)
- Активизировать словарный запас по теме «Рыбы»
- Совершенствование навыка слогового анализа слов.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
Материал: картинки с изображением водоемов, где обитают рыбы (море, река, озеро, аквариум). Картинки с изображением морских, речных и аквариумных рыбок. Четыре ведерка, на которых приклеены кружочки, для определения количества слогов в словах.
Описание: взрослый перед ребенком выкладывает картинки с изображением водоемов. Затем предлагает ребенку взять картинку с рыбкой, назвать ее название и положить ее в тот водоем, где она обитает. Когда ребенок справиться с заданием, предлагаем ему «поместить» рыбок в ведерки с определенным количеством слогов. Т. е. берет картинку с рыбкой и определяет количество слогов, например: сом – 1 слог, дель - фин – 2 слога и т. д. Можно назвать ласково рыбок, например: сом – сомик, карась- карасик и т. д. Также можно определить первый и последний звук в названиях рыб.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно как за столом, так и на коврике.
Авторская дидактическая игра «Отправь письмо другу»
Цель игры: Учить детей делить слова на слоги
Задачи:
- Уточнить и активизировать словарь по теме: «Домашние и дикие животные».
- Учить различать диких животных, от домашних.
- Формировать умение употреблять имена существительные в форме дательного падежа ед. числа.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
Материал: карточки (конверты) с изображением домашних и диких животных, фон для игрового момента.
Описание: на столе лежит фон с изображением «почтового ящика». Ребенку предлагается взять коверт с изображением животного и назвать кому он хочет отправить письмо.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом, у магнитной доски или на ковре.
Авторская дидактическая игра «Веселый поезд»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги и определять их количество.
Задачи:
- Развитие фонематических процессов.
- Автоматизация поставленных звуков.
Материал: картонный поезд, в котором четыре вагона. На каждом вагоне наклеены схемы для определения количества слогов. Карточки с изображением различных картинок.
Описание: перед ребенком выкладываем поезд. Показываем ребенку картинку и предлагаем ему назвать слово, разделив его на слоги. Посчитав сколько слогов в слове, ребенок кладет картинку в определенный вагон. Один слог – в первый вагон, два слога – во второй вагон и т. д.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на ковре.
Авторская дидактическая игра «Собери ромашку»
Цель:
Развивать слоговую структуру слова.
Задачи:
- Формировать навык деления слов на слоги.
- Развивать абстрактно-логическое мышление.
- Развивать память, внимание, тонкую моторику, координацию движений.
Материал: круг (середина ромашки, на котором схематически изображено, сколько слогов в слове. Карточки в виде лепестков с изображением различных картинок.
Описание: перед ребенком выкладываются серединки ромашки. Ребенку дается задание: «Подбери к серединке такие лепестки с картинками, в название которых будет столько слогов, сколько указано на схеме».
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на ковре.
Авторская дидактическая игра «Вкусное варенье»
Цель: Развивать навык образования слов сложной слоговой структуры.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме: «Ягоды» и «Фрукты».
- Учить согласовывать числительные с существительными.
- Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.
Материал: банки для варенья, вырезанные из картона, на которых приклеены магниты. Картинки с изображением фруктов и ягод (на магнитах).
Описание: ребенку предлагается найти ягоды (фрукты) и «поместить» их в банку. В ходе игры можно предложить ребенку: назвать название ягод или фруктов, посчитать их количество (одна малина, две малины, три малины, назвать слова ласково, образовать слово сложной слоговой структуры (варенье из клубники – клубничное и т. д.)
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру можно за столом или на магнитной доске.
Авторская многофункциональная игра «Посади птиц в кормушку»
Цель: Учить детей делить слова на слоги.
Задачи:
- Совершенствовать фонематический слух.
- Обогащать активный словарь.
- Развивать мелкую моторику.
- Правильно употреблять существительные с числительными.
Оборудование: зимующие птицы (воробьи, сороки, снегири, синицы, дятлы, клест, три кормушки формата А4, на которых приклеены 1, 2, 3 кружочка, обозначающие сколько слогов в слове.
Словарный материал: 1 слог - клест, 2 слога - снегирь, дятел, 3 слога - воробей, сорока, синица. Одна сорока - пять сорок, один воробей - пять воробьев, один снегирь - пять снегирей и т. д. Ход игры:
1 вариант Логопед предлагает детям взять любую птицу, назвать название этой птицы, прохлопать ее по слогам, прикрепить к кормушке с соответствующим количеством кружков. Дети поочередно берут птиц и называют их названия, четко прохлопывая по слогам.
2 вариант Логопед предлагает детям взять любых пять птиц, прикрепить к дереву и посчитать (один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев и т. д.)
Дидактическая (авторская) игра "Подбери родственное слово"
Цель игры: Развивать навык образования слов сложной слоговой структуры.
Задачи:
- Научить различать "родственные" по смысловому значению слова;
- Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
- Развивать навык словообразования путем сложения двух слов;
- Развивать воображение,
- Развивать тактильное восприятие, мелкой моторики рук;
Оборудование. Предметные большие картинки, маленькие картинки (с изображением родственных слов, прикрепленные к пришепкам.
Содержание. Предварительная работа: наблюдения в живой и неживой природе, рассматривание картинок (родственные слова) и объяснение значений родственных слов. Сравнения и описания предметов, работа по лексическим темам.
Детям предлагается подобрать родственные слова (с одним корнем) с опорой на зрительное восприятие (картинки). С помощью прищепок прикрепить к нужной картинке. Ребенок должен подобрать картинку, объяснить свой выбор и значение данного слова.
Методические рекомендации:
- Данная игра рекомендуются детям старшего дошкольного возраста.
- Игру можно проводить как с одним ребенком так и с подгруппой детей.
- Продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут.
- Проводить игру нужно за столом.