Татьяна Гуменюк
Воспитание самостоятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Наша задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. “Я сам”, - говорит он каждый раз, когда взрослый начинает натягивать на него рубашку или кормить его.
Публикация «Воспитание самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах
Мы взрослые торопимся прийти на помощь ребёнку, спешаим сделать за него сами. Нам кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно : порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказываем ли мы действительную помощь детям, приносим ли им пользу? Разумеется, такие действия нас взрослых и членов семьи, причиняют большой вред. Ребёнка лишаем самостоятельности, подрываем у него веру в свои силы, приучаем надеяться на других. Да и себе мы не облегчаем работы, если подсчитать, сколько времени тратим на обслуживание ребёнка. На просьбу ребёнка “я сам” не следует отвечать: “Мне некогда”, а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И скоро убедимся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. д. Еще недавно наш ребенок лежал в коляске, а теперь мы слышим его настойчивое «Я сам!».Нетерпеливо ожидая, пока ребенок сам оденется, родители выхватывают одежду и быстро его одевают, да еще приговаривают, что малыш – копуша. Точно также, маме проще покормить ребенка с ложечки, чтобы потом не отмывать стол, полы и самого ребенка. Вот и получается, что ребенку уже 3 года, а он ничего не умеет делать. Капризничает, плачет, что у него ничего не получается, требует, чтобы взрослые сделали все за него. Поэтому, не пропустите этот благоприятный момент, когда малыш хочет все делать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельных действий.
Ребенок уже в 1.5-2года стремится к самостоятельности во всем : например, он сам пытается завязать шнурки, застегнуть кнопки на вашем халате или пуговицы на вашем платье и т. д. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно :
*сам уверенно одевает носки, обувь, пытается одеть сам футболки;
*знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свое полотенце;
* складывает и достаёт свои вещи из шкафа;
*убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
*самостоятельно аккуратно ест ложкой;
*использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
*моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
*помогает снять обувь и верхнюю одежду, приходя с улицы.
Все, это умеют делать дети моей группы, которым 1.5-2 года, но должны так же прививать и близкие им люди. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.
Задача родителей – не делать за ребенка эти самые шаги, а быть рядом, учить, помогать, направлять, поощрять. Не забывайть каждый раз, когда ваш малыш сделает что-то самостоятельно, оценить то, что у него получилось и похвалить за старания. Не жалеть добрых слов, когда дети их действительно заслужили. Это повышает их самооценку и убеждает детей в том, что родители любят их. А, кроме того, повышают интерес и вызывают желание сделать что-то еще. Не отбивайте у него охоту быть самостоятельным, будьте мудрыми и терпеливыми!
К трём годам желание малыша быть самостоятельным растет буквально по часам. Он специально отказывается от Вашей помощи и наставлений, чтобы попробовать свои силы в том числе и одевании и раздевании, ваша задача не мешать ему в этом.
Чтобы малыш со всем этим справился, одежда должна соответствовать возрасту, быть удобной и свободной. А так же необходимо оборудовать место для одежды. Это может быть стульчик, детский шкаф или крючок для одежды, прибитый в соответствии роста малыша. Помните о том, что любой, даже самый незначительный труд должен приносить малышу удовольствие. Поэтому необходимо прививать ему навыки самообслуживания с учетом его возрастных особенностей.
Хочу обратить внимание, что все навыки формируются постепенно, причем лучше заниматься с ребенком в игровой форме. Но не нужно излишне заигрывать с непоседой во время одевания, не нужно затягивать эти процессы.
Лучший пример для подражания - это родители, не зря говорят, что ребенок учиться тому, что видит у себя в дому, родители пример тому, поэтому не забывайте показывать правильный пример.
Стоит избегать необоснованного одергивания и торопливости - пусть малыш сначала освоит новый навык. Не осуждайте малыша публично за неумение справляться с чем-либо - это нанесет серьезный удар по его самооценке и по желанию продолжать осваивать уроки самостоятельности.
Обучение способам действий идет последовательно:
Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).
Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.
Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.
Ну, а теперь несколько слов об одежде, которая больше подходит для самостоятельного одевания детей.
пряжек, застежек на спине, тонких ленточек, слишком узких дырочек для Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть шнурков и других элементов, сложных для малышей. (самым маленьким очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие джинсы).
Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться не только о моде, но и об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.
Также обратите внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается. И конечно же, потом не хочет сам одеваться.
Второе. Очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед)
Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.
Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»
Вам необходимо замечать даже малейший успех своего ребенка, ему необходимо постоянное родительское одобрение. Хвалите его за любое достижение
Как научить ребёнка одеваться самостоятельно.
"Посмотрите на детей, погружённых в свои занятия, медлительных по причине конституциональной незрелости (так медленно ковыляют младенцы на своих пока коротеньких ножках, и вы почувствуете, как в них созревает жизнь, словно в коконе бабочка. Помешать им – значит совершить преступление против жизни. Если ребёнок чем то занят, например, ест, взрослый непременно рядом, кормит с ложечки. Ребёнок хочет надеть фартучек – взрослый первым хватает одежку и напяливает на неразумное чадо. Детей всё время оттесняют, грубо и бесцеремонно. А ведь сами мы очень ревниво относимся к своим делам и смертельно обижаемся на тех, кто пытается перехватить инициативу. " М. Монтессори "Мой метод. Начальное обучение"
Одевание – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий: нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать. Вспомните как нам – взрослым – нелегко дается обучение работе с новыми инструментами, например, ткачество, резьба по дереву, стежка на швейной машине и другие. Примерно то же самое испытывает маленький ребенок, когда он учится одеваться. Но именно в таком простом на первый взгляд одевании зарождается очень важное качество ребенка – его самостоятельность.
Зачем учить ребенка одеваться?
Если ребенка не учить одеванию, то он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может стать «камнем преткновения» и вызывать неприятные эмоции у ребенка. Какие трудности могут возникнуть у ребенка в одевании?
- ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки,
- сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде,
- сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать,
- малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,
- ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,
- неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка,
- трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.
Как мы видим, привычное нам всем одевание – процесс не такой уж простой для ребенка. Процесс одевания развивает и мышление, и речь, и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию. И малышу в овладении этим процессом требуется помощь и поддержка взрослых.
Почему это плохо, если ребенок не может одеться самостоятельно?
Первое. У малыша формируется привычная для него жизненная позиция зависимого от взрослых, беспомощного человечка. В отличие от этого ребенок, который умеет много делать сам и с гордостью это демонстрирует, чувствует себя совсем по-другому – самостоятельным, успешным, независимым, уверенным.
Если с раннего возраста тормозить в малыше желание «Я сам», не давать ему возможности проявить самостоятельность, то ребенок может вырасти пассивным, не умеющим преодолевать трудности в жизни и ждущим, что всё за него сделают другие, чувствующим себя зависимыми от других. Поэтому правило для нас всех взрослых всегда одно – «всё, что ребенок может сделать сам (в одевании и не только, он делает сам!».
Второе. Если мы одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы – это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся из дня в день. Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи. При одевании самое время поговорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука? Что дальше будем надевать? Вот какая у Ани кофточка – синяя, пушистая, теплая!». А это вклад в развитие речи малыша, которое совершается по ходу обычных дел в семье!
Малыш учится контролировать свои действия, отличать правильное действие от неправильного, анализировать,устанавливать взаимосвязь между действием и его результатом. Например, чтобы правильно надеть колготки, малышу нужно знать, где у них пятка, носок, правый и левый чулок, где у колготок шов – один шов и два шва, где резинка, уметь определить, где передняя часть колготок, чтобы их правильно надеть (а не задом наперед). То есть это задача не только для ручек маленького ребенка, но и для его ума! Это настоящая тренировка, которую очень часто взрослые сами «отбирают» у детей, одевая их быстро сами.
Одевание и переодевание это еще и вклад в физическое развитие малыша.
Это работа всех суставов – плечевых, локтевых, коленных, тазобедренных, развитие мускулатуры рук и ног, развитие координации движений.
Третье. Именно в таком простом самообслуживании ребенок впервые сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. В одевании и других бытовых процессах малыши впервые учатся ставить перед собой цель (например, надеть маичку, находить и осваивать способы ее достижения, анализировать результат (получилось или нет, исправлять ошибки если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.) и позже в обучении в школе.
Четвертое. Когда ребенок чувствует себя умелым, у него появляется желание помогать другим – сестре или брату, родителям, друзьям — сверстникам. У него появляется возможность стать заботливым!
Как мы видим, обучение детей самостоятельному одеванию – это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который мы – взрослые – можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому.
Итак, мы твердо решили начать учить малыша одеваться. Как это сделать, чтобы процесс обучения был интересным и приятным для малыша и привел его к успеху? Я дам несколько рекомендаций одевания, касающиеся ребенка раннего возраста
Одевание – это сложный процесс для малышей, поэтому научить ему сразу же невозможно. И малышу долго будет требоваться Ваша помощь. Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться. В определении того, с чего начать учить ребенка самостоятельному одеванию,
Учимся одеваться.
Первое. Что может ребенок сделать сам. После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно комментируем, привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка?»
Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может раздеваться с небольшой помощью взрослых. Он может стянуть с себя шапку, валенки, носочки (стянуть за пятку, снять расстегнутые взрослым туфли или ботинки, снять шорты, рейтузы, колготки.
Ближе к двум годам малыш может:
- поднять обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье,
- просунуть руки в рукава в куртку или пальто, которые держит мама,
- просунуть ноги в колготки, брюки или носки, которые держит взрослый,
- самостоятельно снять с себя носки, колготки, ботинки (шнурки расшнурованы, платок (который развязал до этого взрослый, расстегнутое пальто, брюки,
- самостоятельно снять и надеть шапку,
- снять расстегнутое пальто и куртку,
- самостоятельно застегнуть и расстегнуть застежку – молнию.
После двух лет ребенок хочет делать всё сам и требует этого от взрослых. «Я сам» — эти слова мы чаще и чаще слышим от ребенка на третьем году егожизни. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и раздевания). Ведь малыш этого хочет! Хочет сам, и ему это интересно, ему хочется застегивать пуговицы, рассматривать одежду, пробовать самому одеть куртку – словом, учиться одеваться! Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. Хвалите малыша за самостоятельность, учите его одеваться, и очень скоро он порадует Вас.
Когда ваш ребенок совсем маленький и не может обойтись без вашей помощи, вы мечтаете о том, чтобы он поскорее научился все делать сам. Но вот этот долгожданный момент наступает, и вы вдруг понимаете, что забот у вас только прибавилось. Оказывается гораздо проще покормить малыша, умыть его и одеть, чем наблюдать за его неумелыми попытками сделать все самостоятельно. Самое главное – если ребенок что-то делает сам и у него не получается, вооружитесь терпением и не хватайтесь доделывать или переделывать вместо него. Предоставьте ребенку возможность проявить себя.
Ребенок отломил колесо у очередной машинки, пытается узнать, что находится внутри у плюшевого мишки. Не ругайте его! Помните: и машинка и мишка и выпотрошенная бабушкина шкатулка с пряжей стоят гораздо меньше, чем знания, которые получает ребенок, исследуя предметы. Позвольте ребенку изучать окружающий мир, не ограничивайте его творчество, лишь направляйте маленького исследователя и корректируйте его действия. Во время игры не показывать ребенку, как поставить кубики, чтобы получилась пирамидка. Пусть он придумает свой способ. Возможно, если он будет строить, так как представляет сам, однажды у него получиться целый город. Это же касается и других занятий. Тем не менее, нельзя оставлять ребенка наедине с задачей. Может он и хочет убрать игрушки, но не знает, куда и как. Убирайте первое время вместе с ним. И не забывайте объяснять, зачем это нужно делать. Скажите, что лежащие не на своих местах игрушки могут потеряться. А еще лучше придумайте сказку о том, как игрушки убежали от неопрятного хозяина. Всякое обучение должно быть для ребенка игрой, в такой форме ему легче воспринимать и запоминать информацию. Также можно малыша научить одеваться и ложиться спать. Сшейте его любимой игрушке одежду и перед сном позвольте ему раздеть ее и уложить спать. А потом уже лечь самому, это воспитывает у него ответственность за близких. Если вы хотите научить малыша самостоятельно умываться, покажите ему как это нужно делать, пусть он повторит ваши действия перед зеркалом. Каким бы простым не казалось вам то, что ребенок осилил самостоятельно, обязательно хвалите его. Похвала взрослого, который, по мнению ребенка, умеет все, вселяет в малыша веру в свои силы. И даже если ребенок испачкал клеем ковер, или нарисовал на обоях – это не повод ругать его, ведь дети любят не только исследовать, но и наблюдать за результатами своих действий, это не вредность и непослушание, а особенность детского мировосприятия. Не спугните желание малыша делать что-нибудь самостоятельно. Ведь если вы отберете у двухлетки штанишки, которые он хочет одеть сам, то в три-четыре года он может отказаться это делать.
Позвольте ребенку делать все именно в тот период, когда ему этого очень хочется! Поддержите его естественное желание овладеть новыми навыками, и тогда ваш малыш вырастет целеустремленным, успешным и гармоничным человеком.
Помните о том, что каждый ребенок - индивидуален. Нельзя сказать, что в одном возрасте все умеют одно и то же. Главное, чтобы ребенок хоть что-то пытался делать самостоятельно, а Ваша задача - предоставить ему максимальную поддержку и помощь. Успехов Вам и Вашему малышу! Помните о похвалах, терпимости и гибкости - и всё обязательно получится!