Галина Моисеева
Самостоятельная творческая деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность имеет большое значение в развитии творческих способностях ребёнка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточиться на изготовлении своей поделки и постройки, подобрать нужный материал, найти необычное конструктивное решение, сделать тот предмет, который захочет.
Организацию самостоятельной деятельности детей можно начать с оборудования уголка труда, в котором можно проводить индивидуальную работу с детьми, изготовлять игрушки с детьми небольших подгрупп. Уголок труда должен быть активно работающим, а не бездействующим, с пыльными выставочными игрушками. В начале года воспитатель вместе с детьми оформляет группу, расставляет игрушки. устраивает игровые зоны. Посоветуйтесь с ребятами, где лучше расположить уголок труда. В выбранном месте установите шкаф с откидными или выдвижными столиками, или укрепите полки на доступной детям высоте. Выделять специальный стол для уголка необязательно. Дети, желающие поработать в уголке, всегда найдут удобное, хорошо освещённое место за свободными столами. Если есть необходимые условия для оборудования в группе развёрнутого уголка труда со специальными столами, полками и т. д., постарайтесь проявить изобретательность и творчество, сделать уголок привлекательном для занятий местом. Оформить его можно по – разному. Важно, чтобы эстетика и безопасность удачно сочеталась с рациональностью и удобным размещением всевозможного материала для изготовления поделок и не создавала детям трудности в пользовании им. Материалы лучше разложить в пластиковые контейнеры. Коробки должны быть целыми и легко открываться. Каждому виду материала отводиться определённое место. Отдельные коробки расставляются так, чтобы удобно ими было пользоваться. Это поможет приучать детей к порядку.
Темочки:
Самостоятельная деятельность имеет большое значение в развитии творческих способностей ребёнка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточиться на материале, найти необычное конструктивное решение, сделать тот предмет, который захочет. Привычка детей работать в уголке труда самостоятельно делать различные поделки и атрибуты для игр формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. В первое время следует ненавязчиво привлекать детей к работе в уголке труда, используя в процессе повседневной жизни удобные ситуации. Например, дети играют в инопланетян – нужны шапочки, на которых устроены антенны для приёма сигналов из космоса. Воспитатель предлагает сделать такие шапочки, чтобы, надев их, сразу стало понятно, в кого играют дети. Предметы – заместители широко применяются в разных сюжетно – ролевых играх: «Семья», «Магазин», «Больница» и т. д. Дети чутко реагируют на подсказку воспитателя, тут же используют её и придумывают свои варианты. Часто мальчишки в старших группах, любят собирать проволочки, винтики, пружинки и массу самых невероятных и ненужных с точки зрения взрослого вещей. Проще, конечно, выбросить в ведро. Но гораздо сложнее разобраться, зачем понадобилась данная вещь ребёнку, как её можно применить и осуществить задуманный им проект, поддержать стремление ребёнка к поиску. Когда дошкольник научиться применять имеющие в коробке предметы, их следует постоянно пополнять.
Также могут быть созданы мастерская по ремонту игрушек, ателье по пошиву кукольной одежды, «больница» для книг и т. д. В уголке труда дети могут делать сувениры и подарки на день рождения друзьям, куклы для спектакля, игрушки для игр, атрибуты или просто заниматься любимым делом: вышивать, вязать, конструировать.
Советуем на одном из родительских собраний поговорить с родителями о важности и необходимости использования в играх детей элементов одежды, украшений, атрибутов взрослых, попросить их принести в детский сад вышедших из употребления: шляпки, веера, бусы, сумки, пояса, кружевные воротники и т. д. Вещи должны быть приведены в порядок. Их помещают в «бабушкин сундук», или так называемую «костюмерную». Они незаменимы в детских театрализованных играх и необходимы для разных превращений, как это бывает в сказках: сумка поможет ребёнку эмоциональнее и ярче передать в игре образ мамы, корона и вуаль – королевы, пилотка и ремень – солдата.
Бережнее относитесь к таким детским желаниям и потребностям, вспомните себя в детстве, помогите ребёнку интересно жить в мире детства. Безусловно в группе могут найтись такие дети, которые не испытывают интерес к этому виду деятельности. Не надо принуждать их. Всегда найдётся время, когда, заинтересовав ребёнка необычной, интересной игрой можно вовлечь его в работу в уголке. Воспитатель ни в коем случае не должен навязывать свою волю, даже если он запланировал индивидуальную работу с кем–то из них. Не стесняйтесь принимать на себя разные роли, играть с детьми. Часто воспитатели считают, что, играя с детьми, они тем самым роняют авторитет. Это необоснованные опасения.
Всегда надо помнить о том, что взрослый может подарить ребёнку счастливый мир игры и сказки, а значит сделать его пребывание в детском саду интересным и радостным.
Самостоятельная деятельность детей – не фронтальное занятие, когда разом отвлекают всех детей из игры. В основном это индивидуальная работа или совместный труд детей небольших подгрупп. Совместная работа должна приносить радость и ни в коем случае не должна быть наказанием за неуспехи. Для формирования у детей интереса к самостоятельному труду можно проводить забавные конкурсы и выставки разнообразных поделок, награждать лучших призами, поощрять всех участников выставки.