НатальяБорисова
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Музыкальная деятельность дает детям возможность принять участие в разных музыкальных ситуациях, играх, пении, танцах. Игровое общение педагога с ребенком обладает большим творческим потенциалом.
Только искренний, активный и артистичный педагог сможет заинтересовать детей, увлечь совместной музыкальной деятельностью и возродить желание к самостоятельной деятельности, которая позволит применить свои навыки на практике, почувствовать уверенность в своих силах.
Применение технологии по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой помогает целенаправленно, легко в игровой форме приобщать детей к музыке. Пожалуй, из всех видов деятельности, больше всего дети любят играть на инструментах. Музицирование сопровождает ребенка во многих эпизодах быта, повседневной деятельности, она отвечает потребностям детей, выявляя их музыкальные наклонности. Музыкально – дидактические игры способствуют закреплению этого навыка легко и непринужденно.
Источником, откуда дети черпают материал, являются впечатления, полученные на музыкальных занятиях в детском саду и дома.
Причина самостоятельной деятельности – желание проявить себя в музыке, показать свои возможности. Дети импровизируют, выражая радость, озвучивают с помощью детских музыкальных инструментов сказки и рассказы, делятся опытом с друзьями. Музицирование обогащает жизнь ребенка и выполняет свои воспитательные функции.
Играя в оркестре, дети учатся слушать друг друга, приобретают коммуникативные навыки, воспитывают выдержку, у них развиваются необходимые тормозные реакции.
Существует несколько форм организации музыкальной деятельности:
- детский оркестр, дающий возможность коллективного творчества,
- сюжетно - ролевые игры, в которых дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений, распределяют и исполняют роли, озвучивают свою деятельность с помощью шумовых и музыкальных инструментов;
- игры - упражнения, которые дают возможность ребенку тренироваться, играя на каком - либо инструменте, развивая при этом пальчиковую моторику и музыкальную память.
- «Веселые партитуры», используя которые дети легко повторяют партию своего инструмента в оркестре или могут самостоятельно играть небольшие мелодии или песенки.
- Музыкально-дидактические игры, в которые дети могут самостоятельно играть, привлекать друзей и закреплять знания.
Музыкальная самостоятельная деятельность детей очень многообразна, так как ее истоки - сама жизнь детей, она облечена в разные формы, возникает по чьей либо инициативе без определенного участия взрослого или при небольшой поддержке.
Для самостоятельной деятельности детям необходим музыкальный уголок в группе и дома, музыкальные и шумовые инструменты, музыкально - дидактические игры, несколько видов кукольных театров, атрибуты костюмов и разнообразный раздаточный материал: платочки, шарфики, флажки, ленточки, «салютики», погремушки, кубики и т. д.
Таким образом, дети смогут использовать разнообразные предметы для танцев, импровизации под музыку, изучат тембры музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения, проявят свои музыкальные пристрастия. Использование хлопков, шлепков, притопов, разнообразных звуковых жестов помогают детям лучше понять ритм, метр, размер музыкального произведения.
У детей развиваются слуховые и телесные ощущения основных выразительных средств музыки: различных темпов, контрастных ладов, динамических оттенков. Знакомство с миром музыки, освоение шумовых и музыкальных инструментов, закрепляющиеся в самостоятельной музыкальной деятельности дает возможность детям полюбить музыку, воспитать в себе маленьких исполнителей, стать уверенными и творческими людьми. Педагог, видя результаты своей работы, динамику музыкального развития, вырабатывает новые индивидуальные траектории развития детей.
Навыки и умения, полученные на музыкальных занятиях, досугах и праздниках, закрепляются и входят в жизнь ребенка, способствуют коммуникативному, эмоциональному и личностному развитию.