татьяна шапошникова
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
1 слайд
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка. Поэтому проблема социально-эмоционального развития детей сегодня становится особо актуальной.
Публикация «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Я работаю по программе воспитания и развития детей «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, в которой развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Наша задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Наблюдая за детьми своей группы я столкнулась с тем, что дети не умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения (уступить друг другу игрушку, попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в общую игру, кроме того у большинства детей группы (особенно домашних) преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми. Поэтому с целью адаптации детей к новым социальным условиям я пришла к выводу, что необходимо формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками в детском саду.
2 слайд
Мною была поставлена цель: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
3 слайд
Анализ использованных мной современных программ и методик социально-личностного развития «Я-ты-мы» Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б., Крюковой «Давайте жить дружно!», Панфиловой М. А. «Игротерпия общения» позволил мне в содержании работы с детьми выделить 3 блока:
4 слайд
1 блок: Уверенность в себе
2 блок: Чувства, желания, взгляды
3 блок: Социальные навыки
5 слайд
На 1 этапе работы с младшими дошкольниками мною были поставлены задачи:
1. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.
2. Помочь ребёнку познать собственные отличительные особенности внешности (цвет волос, глаз, голос, имя).
3. Познакомить с двумя противоположными эмоциями – радость и грусть.
6 слайд
На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы:
Игровые образовательные ситуации:
• «Ребенок и кукла»
• «Отражение в зеркале»
• «Какого цвета глаза».
В качестве игрового материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. В режимных моментах при умывании, одевании, раздевании, обговаривали действия детей, обращали внимание на части тела и лица, просили детей показать и назвать их. Дети выделяли особенности своей внешности, называли части тела, части лица.
7 слайд
Реализуя задачу по ознакомлению детей с основными эмоциями (радость, грусть, использовала:
Игровые образовательные ситуации:
• «Как мы выражаем свои чувства»
• Знакомство с эмоциями
• Просматривание альбомов «Вот я какой!», «Эта книжка про меня»;
Игровые упражнения:
• «Узнай, где твоя ладошка (ступня);
• «Имена».
8 слайд
Были изготовлены игровые пособия:
• «Кубик эмоций»
• «Мешочек радости»
• «Ворчун и Весельчак»
9 слайд
Содержание блока «Социальные навыки» также включало в себя:
• Проблемно-игровые ситуации «Как помириться»
• Обсуждение игр-инсценировок с игрушками «Мы поссорились»
Наиболее популярной «мирилкой» у детей стала «Подушечка примирения» и «Коробочка примирения».
В результате работы на данном этапе у детей происходило формирование образа «Я» : сложились элементарные представления об особенностях своей внешности, возник интерес к внешности сверстников, дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние других детей группы, соответствующим образом на него реагировали: жалели; овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказывали помощь при одевании, начали проявлять способность подчиняться элементарным общепринятым нормам и правилам, с помощью слов, жестов выражали сочувствие другому ребенку.
10 слайд
На 2 этапе в работе с детьми 4-5 лет я работала над реализацией задач:
1. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален и неповторим.
2. Продолжать знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Научиться справляться со страхами.
3. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Учить простым способам выхода из конфликтов.
11, 12 слайд
В работе с детьми на данном этапе использовала игровые приё мы:
• «Говорящее зеркало» (ребёнок, глядя в зеркало, описывает свою внешность).
• «Узнай, про кого я расскажу»
• «Имена» («Как ласково называют тебя дома, «Как бы ты хотел, чтоб тебя звали)
• Игры с использованием фотографий «Чьи глаза?»
• Игровая ситуация «Представь и изобрази себя другим»
• Рассматривание индивидуальных альбомов детей : «Вот какой я!», «Это книжка про меня», изготовленных совместно с родителями, в которых родители рассказывают о своём ребёнке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание альбомов помогает детям обратить внимание на вкусы и предпочтения сверстников группы. Постепенно при рассматривании альбома я предлагаю ребёнку самому рассказать о себе.
13 слайд
При знакомстве с основными эмоциональными состояниями наиболее интересными и эффективными приё мами стали:
• рисование на тему «Грустный и радостный день в моей жизни».
• Разыгрывание инсценировок по мотивам литературных произведений
14 слайд
Работая над развитием социальных навыков также использовала игры-инсценировки с игрушками, проблемно-игровые ситуации («Что можно, а чего нельзя делать?», «Назови друга ласково»). С целью избавления от негативных, отрицательных эмоций предлагала детям «Стаканчик для крика», который представляет собой непрозрачную ёмкость с крышкой.
15 слайд
В работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ставила задачи:
1. Учить детей обобщать свои индивидуальные особенности. Поддерживать положительную самооценку.
2. Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
3. Способствовать установлению положительных отношений между детьми и взрослыми.
16 слайд
Использовала приё мы:
• Д/и «Составь свой портрет»
• Игры «Узнай по голосу», «Похвали себя», «Скажи комплимент другу»
• Совместно с родителями дети изготавливали пособие «Буква моего имени», учитывая индивидуальные особенности детей, предпочтения.
• Игры-тренинги «Мои ощущения», мимическая гимнастика.
• Игровой приём «Мусорное ведро», «Волшебный трон».
17, 18 слайд
Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями. Родители мои первые помощники и партнеры. Эффективными, на мой взгляд, явились следующие формы работы :
• Тренинги с проигрыванием разных ситуаций как часть родительского собрания (н-р, «Если ребёнок сводит с ума», «Ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»);
• Изготовление пособия «Семейное дерево»
• Составление индивидуальных альбомов «Вот какой я», «Эта книжка про меня».
• Участие родителей и детей в групповых и общесадовских выставках: «Герб моей семьи», «Мой город Миасс», «Зимняя сказка»
• Участие в фестивале «Мой проект» внутри д/с с представлением совместных проектов.
19 слайд
В группе сложились и свои традиции:
• Музыкотерапия (рисование под музыку, релаксация, засыпание)
• «День рождения ребенка» (традиционный «Каравай», добрые слова имениннику, чтение стихотворения, исполнение песни, изготовление подарков).
• Изготовление подарков и сюрпризов для малышей. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.
• Совместные экскурсии и вылазки на природу.
В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:
• Отсутствие психологического давления на ребенка
• Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;
• Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.
Таким образом, информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам социально-эмоционального развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка со взрослыми (не только близкими).
20 слайд
ВЫВОД:
1. Таким образом, в результате проведённой работы можно отметить положительную динамику в освоении детьми образовательной области – социально-личностное развитие (80% детей овладели такими интегративными качествами как эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения со взрослыми и сверстниками, активность, инициативность).
2. Анализ диагностики уровня эмоционального благополучия детей в детском саду (опрос) показал, что в группе создан благоприятный психологический климат, дети с удовольствием ходят в детский сад, могут найти себе занятия по интересам и желаниям.
3. У родителей появился устойчивый интерес и желание понять внутренний мир своего ребёнка.