Приложение МААМ

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)

татьяна шапошникова
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

1 слайд

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка. Поэтому проблема социально-эмоционального развития детей сегодня становится особо актуальной.

Публикация «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Я работаю по программе воспитания и развития детей «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, в которой развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Наша задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Наблюдая за детьми своей группы я столкнулась с тем, что дети не умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения (уступить друг другу игрушку, попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в общую игру, кроме того у большинства детей группы (особенно домашних) преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми. Поэтому с целью адаптации детей к новым социальным условиям я пришла к выводу, что необходимо формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками в детском саду.

2 слайд

Мною была поставлена цель: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

3 слайд

Анализ использованных мной современных программ и методик социально-личностного развития «Я-ты-мы» Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б., Крюковой «Давайте жить дружно!», Панфиловой М. А. «Игротерпия общения» позволил мне в содержании работы с детьми выделить 3 блока:

4 слайд

1 блок: Уверенность в себе

2 блок: Чувства, желания, взгляды

3 блок: Социальные навыки

5 слайд

На 1 этапе работы с младшими дошкольниками мною были поставлены задачи:

1. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.

2. Помочь ребёнку познать собственные отличительные особенности внешности (цвет волос, глаз, голос, имя).

3. Познакомить с двумя противоположными эмоциями – радость и грусть.

6 слайд

На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы:

Игровые образовательные ситуации:

«Ребенок и кукла»

«Отражение в зеркале»

«Какого цвета глаза».

В качестве игрового материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. В режимных моментах при умывании, одевании, раздевании, обговаривали действия детей, обращали внимание на части тела и лица, просили детей показать и назвать их. Дети выделяли особенности своей внешности, называли части тела, части лица.

7 слайд

Реализуя задачу по ознакомлению детей с основными эмоциями (радость, грусть, использовала:

Игровые образовательные ситуации:

«Как мы выражаем свои чувства»

• Знакомство с эмоциями

• Просматривание альбомов «Вот я какой!», «Эта книжка про меня»;

Игровые упражнения:

• «Узнай, где твоя ладошка (ступня);

«Имена».

8 слайд

Были изготовлены игровые пособия:

«Кубик эмоций»

«Мешочек радости»

«Ворчун и Весельчак»

9 слайд

Содержание блока «Социальные навыки» также включало в себя:

• Проблемно-игровые ситуации «Как помириться»

• Обсуждение игр-инсценировок с игрушками «Мы поссорились»

Наиболее популярной «мирилкой» у детей стала «Подушечка примирения» и «Коробочка примирения».

В результате работы на данном этапе у детей происходило формирование образа «Я» : сложились элементарные представления об особенностях своей внешности, возник интерес к внешности сверстников, дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние других детей группы, соответствующим образом на него реагировали: жалели; овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказывали помощь при одевании, начали проявлять способность подчиняться элементарным общепринятым нормам и правилам, с помощью слов, жестов выражали сочувствие другому ребенку.

10 слайд

На 2 этапе в работе с детьми 4-5 лет я работала над реализацией задач:

1. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален и неповторим.

2. Продолжать знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Научиться справляться со страхами.

3. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Учить простым способам выхода из конфликтов.

11, 12 слайд

В работе с детьми на данном этапе использовала игровые приё мы:

«Говорящее зеркало» (ребёнок, глядя в зеркало, описывает свою внешность).

«Узнай, про кого я расскажу»

«Имена» («Как ласково называют тебя дома, «Как бы ты хотел, чтоб тебя звали)

• Игры с использованием фотографий «Чьи глаза?»

• Игровая ситуация «Представь и изобрази себя другим»

• Рассматривание индивидуальных альбомов детей : «Вот какой я!», «Это книжка про меня», изготовленных совместно с родителями, в которых родители рассказывают о своём ребёнке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание альбомов помогает детям обратить внимание на вкусы и предпочтения сверстников группы. Постепенно при рассматривании альбома я предлагаю ребёнку самому рассказать о себе.

13 слайд

При знакомстве с основными эмоциональными состояниями наиболее интересными и эффективными приё мами стали:

• рисование на тему «Грустный и радостный день в моей жизни».

• Разыгрывание инсценировок по мотивам литературных произведений

14 слайд

Работая над развитием социальных навыков также использовала игры-инсценировки с игрушками, проблемно-игровые ситуации («Что можно, а чего нельзя делать?», «Назови друга ласково»). С целью избавления от негативных, отрицательных эмоций предлагала детям «Стаканчик для крика», который представляет собой непрозрачную ёмкость с крышкой.

15 слайд

В работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ставила задачи:

1. Учить детей обобщать свои индивидуальные особенности. Поддерживать положительную самооценку.

2. Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.

3. Способствовать установлению положительных отношений между детьми и взрослыми.

16 слайд

Использовала приё мы:

• Д/и «Составь свой портрет»

• Игры «Узнай по голосу», «Похвали себя», «Скажи комплимент другу»

• Совместно с родителями дети изготавливали пособие «Буква моего имени», учитывая индивидуальные особенности детей, предпочтения.

• Игры-тренинги «Мои ощущения», мимическая гимнастика.

• Игровой приём «Мусорное ведро», «Волшебный трон».

17, 18 слайд

Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями. Родители мои первые помощники и партнеры. Эффективными, на мой взгляд, явились следующие формы работы :

• Тренинги с проигрыванием разных ситуаций как часть родительского собрания (н-р, «Если ребёнок сводит с ума», «Ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»);

• Изготовление пособия «Семейное дерево»

• Составление индивидуальных альбомов «Вот какой я», «Эта книжка про меня».

• Участие родителей и детей в групповых и общесадовских выставках: «Герб моей семьи», «Мой город Миасс», «Зимняя сказка»

• Участие в фестивале «Мой проект» внутри д/с с представлением совместных проектов.

19 слайд

В группе сложились и свои традиции:

• Музыкотерапия (рисование под музыку, релаксация, засыпание)

«День рождения ребенка» (традиционный «Каравай», добрые слова имениннику, чтение стихотворения, исполнение песни, изготовление подарков).

• Изготовление подарков и сюрпризов для малышей. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.

• Совместные экскурсии и вылазки на природу.

В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

• Отсутствие психологического давления на ребенка

• Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;

• Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.

Таким образом, информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам социально-эмоционального развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка со взрослыми (не только близкими).

20 слайд

ВЫВОД:

1. Таким образом, в результате проведённой работы можно отметить положительную динамику в освоении детьми образовательной области – социально-личностное развитие (80% детей овладели такими интегративными качествами как эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения со взрослыми и сверстниками, активность, инициативность).

2. Анализ диагностики уровня эмоционального благополучия детей в детском саду (опрос) показал, что в группе создан благоприятный психологический климат, дети с удовольствием ходят в детский сад, могут найти себе занятия по интересам и желаниям.

3. У родителей появился устойчивый интерес и желание понять внутренний мир своего ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Самопрезентация опыта работы 1 слайд В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 6 июня 2014 в 09:06
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем татьяна шапошникова (УИ 171456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД