оксана чепель
«Сказка–загадка «Старик–годовик» В. И. Даль». Самоподготовка для учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация самостоятельной работы учащихся во время самоподготовки.
( Педагог: Чепель Оксана Михайловна)
Тема: «Сказка – загадка
«Старик – годовик» В. И. Даль.»
Цель:
-- дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках.
-- развивать логическое мышление, память, речь.
-- воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.
Оборудование:
Публикация «„Сказка–загадка „Старик–годовик“ В, И, Даль“, Самоподготовка для учащихся начальной школы» размещена в разделах
портрет В. И. Даля, толковый словарь, декорации к сказке (старик-годовик, птицы, карточки с задачами и примерами для устного счета, карточки с дополнительным заданием по математике и русскому языку, правила написания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, картинка настроения.
Литература:
В. И. Даль «Старик-годовик», О. Д. Ушакова «Загадки и пословицы», С. В. Кульневич «Воспитательная работа в начальной школе», журнал «Мурзилка», «Занимательные материалы к урокам в начальной школе».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.
2. Вводная часть.
Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с одной очень интересной сказкой. Автор этой сказки -- Владимир Иванович Даль. (показ портрета).
Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык», т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки. Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу -- «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.
3. Сообщение темы и цели занятия.
Сказка, с которой мы сегодня будем знакомиться называется «Старик – годовик».
Это не просто сказка, это -- сказка-загадка. Чтобы разгадать все загадки, вам нужно будет выполнить задания старика-годовика (показ на доске).
4. Основная часть.
1). Чтение сказки.
Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь получить первое задание.
Владимир Иванович Даль
«Старик – годовик»
(Текст сказки в приложении к уроку).
Задание 1.
Вы видите, что птицы вылетают тройками. Что это значит? Для ответа на этот вопрос вы должны решить задачи старика-годовика.
После правильного ответа детей учитель переворачивает табличку, которую несут птицы.
Устный счет.
1. В кормушке сидели лишь три только птицы,
Но к ним прилетели еще две синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Пусть скажет скорее
Каждый из вас. (5)
Открываем табличку ЗИМА.
2. Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Пять несут травинку,
Пять несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой? (13)
Открываем табличку ВЕСНА
3. Сидят рыбаки, стерегут поплавки,
Рыбак Корней поймал семь окуней.
Рыбак Евсей -- четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (11)
Открываем табличку ЛЕТО
4. К серой цапле на урок прилетели девять сорок.
А из них лишь пять сорок приготовили урок.
Сколько лодырей – сорок прилетели на урок? (4)
Открываем табличку ОСЕНЬ
Учитель: Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пестрый,
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сестры.
Зима накопит нам воды,
Весна и вспашет и посеет,
Чтоб лето принесло плоды,
А осень их собрать сумеет.
Итак мы с вами отгадали первую загадку. Давайте все вместе назовем времена года. Хором дети называют времена года.
Задание 2.
Следующую загадку, которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу. Это сделать очень просто, если правильно решить примеры. (устно)
Учитель в руках держит таблички с примерами. На обратной стороне примеров ответ и название месяца. Название месяца затем прикрепляется к птице.
10-9 12-10 13-10 14-10
9-4 10-4 5+2 2+6
10-1 15-5 10+1 10+2
Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой. Что же это за птицы? (птицы-месяцы). Давайте хором назовем их имена.
Задание 3.
Следующий вопрос сложный. Вам придется потрудиться, чтобы добыть отгадку. Она была написана на льдинке, но льдинка разбилась на много кусочков. Если нам удастся соединить эти кусочки опять вместе, мы узнаем ответ на вопрос. Вопрос такой: Почему у каждой птицы по четыре крыла?
Для ответа на этот вопрос вы должны выполнить домашнее задание по математике.
За аккуратно, правильно и красиво выполненную работу вы получаете часть ответа.
Ваша задача – быстро и правильно выполнить домашнее задание. Кто справится с заданием раньше других, тот получит дополнительное задание и возможность заработать еще один осколок в случае правильного решения. Ваша победа зависит от общих усилий всех вместе.
Откройте стр. 64, № 3.
Надо решить пример и поставить знаки «,», =.
У кого есть вопросы по домашнему заданию?
Выполняем.
В процессе выполнения детьми д/з учитель наблюдает за работой детей, выполнившим правильно выдает кусочки головоломки и дополнительные задания. (дополнительные задания в приложении к занятию)
Когда все кусочки головоломки у детей, учитель предлагает собрать их вместе и прочитать ответ на табличке.
В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ.
Задание 4
С прежними заданиями вы успешно справились. А вот и следующий вопрос. Почему на каждом крыле по семь перьев? Чтобы ответить на этот вопрос, повторим правила по русскому языку.
Я читаю вам стихотворение, а вы хором называете правило, которое в нем применяется.
1) Прокололи шилом шину,
Во дворе шипит машина.
Ты, машина, не тужи.
Скоро будут гаражи. (ЖИ, ШИ с буквой И)
2) Чаща дышит тишиной,
Трещат ветки подо мной,
Я сейчас счастливый самый,
В чаще я гуляю с мамой. (ЧА, ЩА с буквой А)
3) Я иду, грибок ищу,
Прищуриваю глазки.
Очень я найти хочу
Чудо-гриб из сказки. (ЧУ, ЩУ с буквой У)
4) Определить главные члены предложения.
Мед в лесу медведь нашел. (О ком говорится, что делает)
Теперь, когда вы вспомнили все правила, отгадайте загадку старика- годовика.
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные (ДНИ НЕДЕЛИ)
Задание 5.
Вопрос: А как же зовут этих семерых братьев?
Чтобы узнать их имена, выполним домашнее задание по русскому языку. Если упражнение выполнено аккуратно и правильно, то вы получаете часть ответа на вопрос.
Ваша задача: получить как можно больше таких частей и составить имена братьев.
Кто справится быстро, может получить дополнительное задание.
Откройте страницу 71, упр. №103.
Всем понятно как выполнять задание? Приступайте. По окончании работы провести взаимопроверку в парах, оценить работу товарища. За правильное выполнение дети получают разноцветные кусочки слов, затем составляют слова из одноцветных кусочков.
Все вместе читаем, что получилось.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
А чтобы легче можно было запомнить названия дней недели, послушайте стихотворение.
Подскажите-ка нам, звери, как запомнить дни недели?
Первый – понедельник, зайка –рукодельник.
За ним приходит вторник, соловей-задорник.
За вторником -- среда, лисичкина еда.
За средой –четверг, волк глазами –сверк.
За четвергом к нам пятница колобком прикатится.
За пятницей – суббота, баня у енота.
За субботой – воскресенье, Целый день у нас веселье.
Задание 6
Слушайте еще один вопрос.
Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые?
Для ответа на этот вопрос вы должны выполнить домашнее задание по чтению.
Откройте стр. 103, Найдите рассказы «Ворон и сорока» и «Худо тому, кто добра не делает никому». Сейчас в парах друг другу вы прочитаете этот текст, а затем постараетесь ответить на мои вопросы.
Если ваши ответы будут точными и верными, то мы сможем отгадать загадку старика – годовика.
Чтение детьми текста в парах, взаимопроверка и оценка чтения детьми.
Беседа по вопросам:
1. Почему ворон не верит сороке? Найдите в тексте отрывак об этом и зачитайте.
2. Любили Гришу ребята, как вы думаете?
Хорошо. С этим заданием вы справились. А вот получится ли у вас отгадать загадки?
1) К вечеру умирает,
Поутру оживает. (ДЕНЬ)
2) Гляжу в окошко –
Ходит черная кошка. (НОЧЬ)
День светлый – белый цвет пера на крыле.
Ночь темная -- черный цвет пера на крыле.
Вот и разгадана еще одна загадка старика-годовика. Молодцы
Задание 7.
Ребята, а кто же такой сам старик-годовик?
Отгадайте последнюю загадку.
Четыре ковра рукодельницы ткут.
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашел ты? (ГОД).
Правильно. Наш загадочный старик-годовик и есть -- год.
5. Подведение итогов.
Вот и разгадали мы с вами всю сказку.
-- Скажите мне, понравилось ли вам занятие?
-- Что нового вы узнали?
Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.
Учитель вывешивает на доске картинку, на которой еще не все дорисовано и предлагает детям завершить пейзаж.
ОТЛИЧНОЕ настроение – лучики солнца
ПЛОХОЕ настроение -- тучки на небе
НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ настроение -- кустики и травинки на земле.
После выполнения картины детьми, учитель делает общий вывод о настроении детей.
Все дети получают поощрительные призы (картинки для раскрашивания).
6. Организованное окончание занятия.