Любовь Арндт
Самомассаж — один из эффективных способов укрепления здоровья.
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из базовых ценностей человеческой жизни является здоровье. Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психическая гармония человека, доброжелательные и спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой. Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.
Публикация «Самомассаж — один из эффективных способов укрепления здоровья,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В настоящее время все чаще используют нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Одним из таких средств оздоровления является игровой массаж и самомассаж.
Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции). Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения.
Предлагая ребятам упражнения самомассажа, необходимо соблюдать определенные правила:
Во время упражнений не надавливать с силой на указанные части тела, а слегка массировать их мягкими движениями.
Предлагаемые детям упражнения должны быть доступны для самостоятельного выполнения, разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивать тактильный контакт способствующий воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе, направлены на партнерские и доверительные отношения.
Важно добиться у детей оптимального расслабления мышц массируемых областей тела.
Главное правило - никакой боли! Только приятные ощущения позволят в дальнейшем детям всегда с удовольствием выполнять эти задания.
Отличительная черта данных упражнений - их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Упражнения самомассажа можно проводить в любой удобной позе, стоя, сидя или лежа, как утром - во время проведения утренней зарядки, так и в любое другое время, представляя себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком.
При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:
1. Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично.
2. Растирание – энергичное поглаживание со значительным давлением на ткани.
3. Разминание - прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании.
4. Поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев или кулачком, как двумя, так и одной рукой.
При упражнении для пальцев применяем следующие приемы:
1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
С целью профилактики плоскостопия включены упражнения для стоп:
ходьба по массажным коврикам;
ходьба по ребристым дорожкам;
Для развития мелкой моторики предусмотрены упражнения в игровой форме «Паучок», «Прогулка».
многочисленные пальчиковые гимнастики;
С целью укрепления мышц спины выполняем игровые упражнения «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
Для создания позитивного отношения к упражнениям в своей работе использую музыкальное сопровождение, которые создают дошкольникам весёлое общение, снимает мышечное напряжение.
Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса и шумы, содержание текста, темп и ритмы музыки. Воспитанники также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала. Игровой самомассаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок, капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям. Игровой самомассаж содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению.
Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. Игровой массаж и самомассаж можно делать под руководством, как инструктора по физической культуре, так и воспитателей д/с, а так же родителей.
Приложение 1.
Упражнения для самомассажа
«Ручки греем»
Упражнение выполняется при интенсивном растирании ладоней.
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь»
Для данного упражнения
используется карандаш
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем»
Имитируем скатывание колобков.
Для данного упражнения
использую мяч массажный d=7 см.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
«Человечки»
Указательным и средним пальцами обеих рук выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут»).
Для маршировки:
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
Для прыжков:
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
Всё быстрее: скок -поскок.
Для бега:
Человечки на двух ножках
Стали бегать по дорожке,
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
«Точилка»
Сжав одну руку в кулачок,
вставляем в него поочерёдно по одному
пальцу другой руки и покручиваем
влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Точим синий карандаш,
Точим красный карандаш,
Точим желтый карандаш,
И т. д. называя цвет, и меняя пальчики
Все сегодня поточили, будем ими рисовать.
Показываем все 10 пальцев
Сказка-массаж «Репка» (возраст 3-4 года)
Посадил дед репку.
Двумя руками «сеют» репку – большим указательным и средним пальцами трут друг о друга.
Выросла репка большая-пребольшая.
Соединяют одноименные подушечки пальцев обеих рук, чтобы получился большой круг.
Стал дед репку из земли тащить.
Пальцы обеих рук переплетены и подняты вверх, тянем пытаясь отцепить друг от друга пальцы 2-3 раза.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Делают призывающее движение правой рукой.
Позвал дед на помощь бабку.
Пальцы обеих рук переплетены и подняты вверх, тянем пытаясь отцепить друг от друга пальцы 2-3 раза.
Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Делают призывающее движение левой рукой.
Позвала бабка внучку.
Пальцы обеих рук переплетены и подняты вверх, тянем пытаясь отцепить друг от друга пальцы 2-3 раза.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Делают призывающее движение правой рукой.
Позвала внучка Жучку.
Пальцы обеих рук переплетены и подняты вверх, тянем пытаясь отцепить друг от друга пальцы 2-3 раза.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Делают призывающее движение левой рукой.
Позвала Жучка кошку.
Пальцы обеих рук переплетены и подняты вверх, тянем пытаясь отцепить друг от друга пальцы 2-3 раза.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Делают призывающее движение правой рукой.
Позвала кошка мышку
Пальцы обеих рук переплетены и подняты вверх, тянем пытаясь отцепить друг от друга пальцы 2-3 раза.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -тянут-потянут, вытянули репку!
Пальчики отцепить, показать большой полукруг.
Сказка-массаж "Колобок" (возраст 3-4 года)
Жили-были старик с бородой,
Поглаживают подбородок изображая бороду.
Да старуха с сединой
Приглаживают голову обеими руками, завязывают платочек под подбородком разводят ручки в две стороны (изображают платок у бабушки).
Старик и говорит: «Испеки-ка мне бабка, колобок!»
Поглаживают животик
А бабка и отвечает: «Муки-то нет!»
Разводят ручки широко в стороны.
-А ты старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби,
Поглаживают ладонью об ладонь сначала правой руки о левую, потом левой о правую
и наберешь муки на колобок.
Соединяют ладони вместе, показывая чашечку
Старуха так и сделала: по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала муки горсти две.
Повторяют движения, описанные выше;
Замесила тесто,
Сжимают и разжимают кисти рук
испекла колобок,
Согнутыми в горсти ладошками перекладывают воображаемый колобок из ручки в ручку
положила на окошко стынуть.
Дуют на воображаемый
Колобок полежал- полежал, да и покатился
по дорожке все дальше и дальше.
Кистью обеих рук крутят перед собой
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
Потягивают ушки вверх.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
Грозят пальчиком.
- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
я колобок - колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Поглаживают ладонью об ладонь сначала правой руки о левую, потом левой о правую
я от дедушки ушел,
Поглаживают подбородок изображая бороду.
я от бабушки ушел,
Приглаживают голову обеими руками, завязывают платочек под подбородком разводят ручки в две стороны (изображают платок у бабушки).
от тебя, зайца, не хитро уйти!
Махнули кистью правой руки, продолжают крутить перед собой кистью обеих рук
И покатился колобок дальше - только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
Открывают широко рот, показывая зубки.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою:
я колобок-колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!
Повторяют движения, описанные выше.
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
Встают мальчики имитируя движения медведя
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не съешь, медведь!
Поют девочки
Я колобок, колобок по амбару метен, по сусекам скребен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!
Медведь только его и видел.
Повторяют движения, описанные выше.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
Встают девочки имитируя движения лисы
- Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку.
Поют мальчики
Я колобок, колобок по амбару метен, по сусекам скребен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел от медведя ушел, а от тебя лиса не хитро уйти.
А лиса и говорит:
- Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу,
Потягивают ушки в стороны.
сядь ко мне на носок да спой еще разок.
Пальчиком постукивают по кончику носа
Прыгнул колобок лисе на нос и запел:
я колобок, по амбару метен, по. (далее по тексту)
Повторяют движения, описанные выше.
А лиса его - ам! И съела!
Открывают широко рот и закрывают, языком проводят по верхней губе, по нижней губе и гладят себя по животику.
Вывод: Этот вид совместной деятельности настолько оказался интересен детям, что они с удовольствием ещё и ещё раз прослушивают знакомые сказки, выполняя вслед за воспитателем те или иные движения самомассажа.