Ощевская Ольга Владимировна
Сказка как средство эмоционального развития детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети мало общаются со сверстниками и взрослыми, а именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети не всегда чувствуют эмоциональное состояние и настроение другого человека, часто не знают как реагировать на них. Благодаря эмоциональному развитию ребенок сможет регулировать свое поведение, умение различать истинные эмоции.
Публикация «Сказка как средство эмоционального развития детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема эмоционального состояния детей является актуальной. Особую роль в развитии и обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, проявлять чувства и сопереживать герою, надеяться.
Сказки являются эффективным средством коррекции эмоциональной сферы ребенка.
Целью работы является обоснование эффективности влияния сказок на эмоциональное развитие детей 4-6 лет.
Задачи:
1. определить путем наблюдений эмоциональное состояние дошкольников;
2. разработать комплекс мероприятий с использованием сказки, направленный на развитие эмоциональной сферы у детей 4-6 лет.
3. научить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством чтения сказок.
Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие :
1. Расширять представления об эмоциях, учить определять, дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость и т. д.) по внешним признакам и замечать изменения (переходы) в настроении;
2. Раскрывать смысл и содержание таких форм поведения, как обиженное, удивленное, испуганное, заботливое, доброжелательное и т. п. ; развивать эмоциональную идентификацию;
3. Продолжать обогащать «эмоциональный» словарь: учить обозначать словами различные эмоциональные состояния : удивленный, удивляться; страшный, страшно; злой, злиться; переживать горе, горевать; трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т. д. ; учить пользоваться словосочетаниями, отражающими оттенки настроений: не очень злой, совсем не страшный, очень печальный и др. ;
4. Учить подбирать похожие по смыслу слова – синонимы (радостный – веселый; грустный – печальный, тоскливый) и с их помощью более конкретно характеризовать эмоциональные состояния : злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т. д. ;
План:
1. Изучение методической литературы по проблеме эмоционального развития дошкольников
2. Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 4–5 лет
3. Подбор материалов и пособий для организации развивающей предметно-пространственной среды с учётом темы самообразования
4. Анализ проделанной работы
Тезариус
Эмоция (от лат. Emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Эмоциональный интеллект— это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Эмоциональное развитие - это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека.
Чувство – более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Мимика – выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд,
нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.
Злость — чувство недоброжелательности, раздражения, гнева, досады; ярость. Это чувство выражает сильную эмоцию, которая направляется на определённый объект. Злость может возникать как реакция на ситуацию, препятствующую удовлетворению потребности, в том числе в связи с физической или психологической травмой.
Огорчение- это неприятная эмоция, возникающая при контакте с людьми, окружающим миром. Ее противоположность — радость.
Ра дость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.
Страх- Состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-л. опасностью, бедой и т. п. ; боязнь.
Удивле ние — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.
Сказка - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Когнитивные схемы эмоций – объединенные наборы признаков, по которым можно судить о проявлении той или иной эмоции причина-следствие.
Диагностика
Провела начальную диагностику эмоционального развития детей :
Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности ребенка-дошкольника являются рисуночные тесты. Рисунки детей значительно глубже раскрывают их переживания и внутренний мир, чем вербальные методики или даже метод наблюдения. Положения проективной психологии дошкольников (Л. С. Выготский, Дж. Бук, М. 3. Друкаревич) указывают на определё нные закономерности в детских рисунках:
- ребёнок рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле;
- ребёнок рисует не предмет сам по себе, а своё представление о предмете;
- детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка, его переживания и главное - то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов; - во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребёнка, но и эмоциональная. В связи с этим в практической психологии с дошкольниками рисуночные тесты являются одним из основных методов диагностики эмоционального состояния и личностных проблем ребенка.
На основе предварительной диагностики мной был разработан перспективный план работы по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 4-6 лет, в который были включены занятия по эмоциональному развитию и игры (Лото эмоций). На занятиях учила детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, а также анализировать их причины, понимать настроение другого, и принимать его позицию, активизировать речевой словарь.
Ключевым моментом занятий являлась сказка. У ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему понять, что эти проблемы не только у него есть, с другой стороны, посредством сказочных образов предлагается выход из ситуации. Введение сказки в образовательный процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
При отборе литературного материала я руководствовалась следующим:
1. Основной принцип подбора сказок - это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям среднего и старшего дошкольного возраста. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
2. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. В этом году я анализирую влияние сказок на эмоциональное развитие детей среднего возраста (4-5 лет).
3. Народные сказки несут чрезвычайно важные идеи. - Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
- Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
- Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
- Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования терпимости и терпения.
- Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Исходя из этих идей мною подобраны русские народные сказки : «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Журавль», «Три медведя», «Кот, Петух и Лиса», «Хаврошечка».
Перед чтением сказки проводила соответствующую подготовку. Знакомила с новыми словами, давая им объяснения. Важно видеть и лица детей, обращая внимание на мимику, наблюдать как она меняется во время слушания. После прослушивания сказки проводила с детьми беседу по её содержанию. Чтение сказок сопровождала иллюстративным материалом, отражающим наиболее яркие переживания героев. Визуально воспринимаемые переживания создают благоприятную основу для словесного обозначения эмоций, для их перевода в словесный план. Для этого можно использовать мультимедийную презентацию, провести дидактическую игру по сюжету сказки на интерактивной доске. На занятиях необходимо добиваться от детей чувственных проявлений, таких как бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи со сказкой.
Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 4–5 лет
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую»" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т. к. важны чувства ребенка.
На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.
Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить.
Сказка - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований, по мере того, как человек становится её членом. Сказка позволяет личности отреагировать на предложенной ситуации собственный негативный опыт и уточнить значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
Сказка как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.
Сказка - один из основных, древнейших жанров устного народного творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел
В среднем дошкольном возрасте дети начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, замечать изменения (переходы) в настроении, проявлять идентификацию.
Так, ребенок 4–5 лет может самостоятельно понять сюжет иллюстраций, рассказать об эмоциональных проявлениях героев
Впервые вводятся когнитивные схемы эмоций : «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)». Вначале используются одноперсонажные схемы (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел, затем двух и трехперсонажные (собака отбирает у щенка кость – радостная собака убегает, щенок плачет). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) предлагается рассматривать в более широком контексте, используя ситуации не только из жизни сказочных персонажей, но и ситуации из собственной жизни.
На этом возрастном этапе дети начинают замещать словом чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев (злые не только волки, но и медведи; радостные не только дети, но и птицы, звери, куклы и т. д., их «эмоциональный» словарь пополняется все новыми словами, характеризующими то или иное эмоциональное состояние. Это достигается благодаря тому, что дети на занятиях знакомятся с произведениями художественной литературы, живописи, передают образы движениями и называют различные эмоциональные состояния, подбирают слова синонимы («Петушок печальный. А еще какой?», изображают в рисунках разнохарактерных героев (добрый доктор Айболит, Дед Мороз, ежик, привереда девочка, мышонок, кукла и др., слушают музыкальные отрывки, соответствующие настроению героя или группы персонажей. Визуально воспринимаемые переживания создают благоприятную основу для словесного обозначения эмоций, для их перевода в словесный план. Роль педагога состоит в следующем:
• оформлять наглядный материал – серии картин, когнитивные схемы эмоций и др. ;
• побуждать детей называть основные характерные признаки того или иного эмоционального проявления, например: «Вы согласны, что этот петушок из сказки «Лиса, заяц и петух»?. Почему вы так думаете?», «Каких героев стихотворения К. И. Чуковского «Краденое солнце» можно назвать злыми?. Почему вы так решили?»;
• совместно с детьми рассматривать когнитивные схемы эмоций, начиная со следствия – эмоционального проявления к причине – содержанию ситуации, события, вызвавших данное эмоциональное проявление;
• подводить детей к пониманию того, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами;
• совместно с детьми оценивать ситуации, поступки с точки зрения их социально нравственной значимости: добрый, справедливый поступок приносит радость; злой, жестокий – должен получать заслуженное осуждение.
При решении этих задач необходимо прежде всего использовать «Золотой фонд» детской художественной литературы (А. Барто «Девочка ревушка», «Девочка чумазая»; К. Чуковский «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе»; С. Маршак «Багаж», «Усатый полосатый»; Л. Воронкова «Маша растеряша»; русские народные сказки «Привередница» в обработке В. Даля, «Бычок – смоляной бочок», «Лиса и заяц», «Гуси лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козел» и др.). Важную роль на таких занятиях играют репродукции картин, диафильмы, видеофильмы, сюжетные картины, отражающие наиболее яркие переживания героев сказок и рассказов, а также разнохарактерные музыкальные произведения.
Используя иллюстративный материал, педагог предлагает детям давать обобщенную эмоциональную характеристику героя, а для этого вспомнить, какие переживания приходилось ему испытывать и охарактеризовать их ( например: «Как называли доктора Айболита и почему?», подбирая слова синонимы ( например: «Заяц печальный, а еще какой?»).
На таких занятиях с детьми целесообразно использовать загадки, картинки, содержащие обобщенные эмоциональные характеристики персонажей сказок и рассказов.
Расширяя границы содержательного диалога с детьми, педагог может использовать и другие виды творческой деятельности: изобразительное искусство (предложить детям нарисовать Машу растеряшу, доброго доктора Айболита и т. д.) и музыку (вместе с детьми подбирать музыкальное сопровождение к сказкам и т. д.).
Для развития умения словесно обозначать эмоции и замечать изменения в настроении лучше всего в первую очередь использовать сказки, рассказы, в которых изменения в эмоциональных состояниях можно проследить на одном персонаже
Важное место в работе с детьми занимают когнитивные схемы эмоций – объединенные наборы признаков, по которым можно судить о проявлении той или иной эмоции :
Работа со схемами может проводиться как отдельное самостоятельное направление, а может включаться в другие формы работы с детьми, такие, как беседы, игры.
Вначале используются одноперсонажные схемы, затем двух и трехперсонажные. В схемах фиксируются однозначные, прямо согласующиеся связи между причиной и следствием.
Другим практическим материалом может служить пособие в виде альбома, каждая страница которого имеет прорезь в виде квадрата (или овала). На последнем листе альбома прикрепляется диск с изображением пиктограмм (люди и животные в разных эмоциональных состояниях) : радость, удивление, печаль, страх, злость. Диск оформляется таким образом, чтобы представленные на нем изображения хорошо просматривались в прорези. Рассматривая такой альбом, ребенок должен наделить героя той или иной страницы определенным выражением лица, соответствующим контексту зафиксированной в рисунке ситуации. Для этого ребенок вращает диск до тех пор, пока не покажется необходимое изображение. Альбом может быть посвящен различным, не связанным между собой событиям и ситуациям.
Дети хорошо чувствуют цвет, поэтому рекомендуется привлекать их и к выполнению заданий в альбомах «Радуга настроений», предполагающих развивать умение при передаче эмоций с помощью цвета. Вот примерные задания для детей средней группы.
1. Педагог, нарисовав лица девочек в состоянии радости и печали, просит детей цветными карандашами изобразить платье, бантики, туфельки, которые подходят каждой из них в этом состоянии.
2. Педагог, изобразив пиктограммы и несколько кружочков вокруг них, предлагает детям цветными карандашами нарисовать в кружочках предметы, события и т. д., которые могут создать то или иное настроение.
3. Изобразив эпизоды из сказок (веселые и печальные звери вокруг Айболита, гости на именинах у Сороки белобоки и т. д., педагог предлагает детям раскрасить каждого персонажа в соответствии с его эмоциональным состоянием.
4. Педагог, нарисовав вагончики, из окон которых смотрят звери в разных эмоциональных состояниях, просит детей раскрасить каждый вагончик в соответствии с настроением пассажиров.
5. Педагог изображает тучки различной формы и просит детей их «оживить», наделив определенным «выражением лица», а затем цветными карандашами изобразить дождь, который роняет та или иная тучка.
6. Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки, на которых изображены человечки в разных эмоциональных состояниях, а затем соединить линией определенного цвета всех веселых человечков, всех грустных и злых.
Поговорим о настроении.
Педагог обращает внимание детей на то, что очень разные выражения лиц можно встретить в магазине, на транспорте, в парке и т. д. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. После ответов детей показывает вырезанные из журналов изображения людей. Дети подбирают к каждой картинке соответствующую пиктограмму. Далее педагог предлагает задания типа «Собери человечков: веселого, обиженного, злого» (см. цв. ил. 33 во второй части пособия).
В заключении беседы педагог просит детей открыть альбомы «Радуга настроений» и выполнить два три рисунка на темы «Радостное настроение», «Мне грустно», «Что меня удивляет» и т. п.
В другие промежутки времени, отведенные для совместной деятельности, можно продолжить работу в альбомах «Радуга настроений» и предложить детям следующие задания:
• Изобразить, что вызывает страх и как его победить;
• Изобразить настроение, которое нравится, и т. д. ;
• Нарисовать одежду, которая лучше всего соответствует радостному, злому, грустному, удивленному, испуганному или обиженному состоянию ребенка;
• Изобразить предметы или события, которые могут вызвать радость, удивление, грусть, обиду и т. д. ;
• Нарисовать многоэтажный дом – «Дом настроений» и цветными карандашами (фломастерами) отметить окошки, где «живут» печаль, радость, обида, удивление, страх, злость. Изобразить цветы, которые могут украшать эти окна;
• Нарисовать животных или человечков (можно схематично) в разных состояниях: обиды, испуга, хвастовства и т. д., подобрать запахи, подходящие к тому или иному состоянию (воспитатель предлагает заранее подготовленные флакончики с различными запахами);
• Нарисовать и раскрасить комнаты для веселого, грустного, злого или постоянно удивляющегося гномика;
• Педагог раздает детям листы бумаги с извилистой линией и разведенные в стаканчиках краски теплых и холодных тонов, затем читает текст художественного произведения с описанием путешествия и различных приключений героев. Когда персонажи посещают какие то места (сказочный лес, пещеру злого волшебника, «домик радости», обиталице Морского царя и т. д., педагог просит детей пальчиками «прокрашивать» следы героя, ориентируясь на его настроение, характер переживаний. Можно порекомендовать читать следующие художественные произведения: Г. Андерсен «Дюймовочка», «Сказка о стойком оловянном солдатике»; В. Бианки «Мышонок Пик», С. Прокофьева «Про башмачки», В. Сутеев «Кто сказал мяу?» и др. ;
• Педагог предлагает изобразить сказочных персонажей в виде перемещающихся облаков, передавая с помощью цвета их основные эмоциональные характеристики : злой волк, пугливый заяц, хитрая лиса, ленивый кот, веселый слоник и т. д.
Выполненные в альбомах рисунки нельзя оставлять без внимания. В беседе с детьми важно уточнить содержательно смысловую сторону рисунков, предложить им объяснить, почему они использовали тот или иной цвет и выбрали композиционные решения.
В качестве домашнего задания можно предложить детям создать свои книги. Для этого педагог раздает детям заранее подготовленные пособия в виде книг, все страницы которых имеют прорезь в форме квадрата (круга). На последнем листе сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (пять семь символических изображений). Каждая пиктограмма должна хорошо просматриваться в прорезях. Детям предлагается дать название книги и заполнить все страницы сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния.
Кроме того, в качестве домашних заданий детям можно предложить определить настроения, зафиксированные в сериях картинок, прорисовать выражения лиц, соответствующие той или иной ситуации, данной на картинках.
Немного о работе с родителями
Работу по эмоциональному развитию детей необходимо осуществлять в единстве с семьей. Для этого рекомендуется проводить родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, на которых следует информировать их о важности развития эмоциональной сферы в жизни ребенка дошкольного возраста, знакомить с особенностями ее развития на различных этапах детства и предложить для этого практический материал – игры, занимательные задания и др. Вот один из вариантов методического материала для оформления стендов для родителей:
1. С раннего возраста насыщайте детей разнообразной сенсорной информацией. Давайте возможность ощупывать, трясти, подбрасывать предметы и игрушки, прислушиваться к окружающему миру, вдыхать запахи, кружиться и т. д.
Развивая воспринимающие системы организма ребенка (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вестибулярный, вкусовой анализаторы, взрослые создают благоприятные условия для эмоциональных проявлений;
2. Обогащайте жизнь детей различными впечатлениями: создавайте ситуации сюрпризности, продумывайте сценарии проведения дней рождения и других семейных праздников;
3. Читая художественную литературу, старайтесь ярко, образно, выразительно передавать события, описания природных явлений, настроения героев, их переживания и т. д. ;
4. Анализируя тексты, учите понимать внутренний мир персонажей, побуждайте детей сопереживать, выражать свое отношение к персонажам сказок и рассказов, к их поступкам;
5. Посещая театр, цирк, концертный зал, обращайте внимание детей на мимику, интонацию голоса, позы, жесты артистов при передаче ими различных эмоциональных состояний – радости, страха, удивления, злости, обиды, печали, хвастовства и т. д. ;
6. «Раздвигая рамки» обыденного, чаще побуждайте детей к активному экспрессивно насыщенному самовыражению, проявлению творчества. Для этого в игровой форме побуждайте детей выполнять имитационные действия, например: «Покажи, как падают осенние листья», «Как перелетает бабочка с цветка на цветок?» «Как радуется убежавший от кошки мышонок?» и т. д. Чаще создавайте ситуации для песенных, танцевальных, игровых импровизаций. По возможности участвуйте вместе с детьми в инсценировках знакомых произведений;
7. Поощряйте разнообразие, оригинальность внешнего оформления эмоций в мимике, жестах, пантомимике, речи ребенка;
8. Для обогащения процесса организации театрализованной, игровой, художественно речевой, изобразительной и других видов деятельности старайтесь пополнять содержание детских уголков новыми книгами, пособиями, игрушками; создавайте вместе с ребенком необходимые атрибуты – маски, шляпы, украшения и т. д. ;
9. Старших дошкольников чаще побуждайте выражать свое отношение к различным поступкам и ситуациям, используя вопросы: «Как ты считаешь. ?», «Как ты думаешь?», «Что ты скажешь по этому поводу?», «Как бы ты поступил в этом случае?» и т. д.
Анализ проделанной работы.
Достигнуты следующие результаты:
В ходе работы мною был разработан комплекс занятий с использованием сказки, направленных на развитие показателей эмоциональной сферы детей среднего возраста. В содержание комплекса занятий были отобраны русские народные и авторские сказки, соответствующие возрастным особенностям средних дошкольников.
Работа над данной темой дала мне и детям много положительных эмоций, я увидела положительные результаты совместной деятельности с детьми.
В следующем учебном году планирую продолжить работу над этой темой с детьми старшего возраста.
Список литературы
1. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 1 / Н. С. Ежкова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 91 с.
2. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Часть 2 / Н. С. Ежкова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 49 с.