Варвара Мишина
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №35 «Колосок» пос. Ждановский
Программа профессионального саморазвития воспитателя
Тема:
Тема опыта: «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшей группы»
подготовила воспитатель:
Мишина В. А.
п. Ждановский
2023-2024 уч. год
Публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшей группы» размещена в разделах
Колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам, взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как ведущий вид деятельности дошкольников - это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в
игровой форме.
Актуальность темы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии.
А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Это и стало основной причиной моего выбора данной темы «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшей группы».
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам пожарной безопасности; сформировать навыки безопасного поведения дошкольников в быту; обучить правильным действиям в пожароопасных ситуациях.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу формирования у детей основ безопасного поведения
- Обогащение предметно-развивающей среды по пожарной безопасности в группе
- Формировать у детей в соответствии с возрастом элементарных знаний и представлений о безопасном поведении с огнем;
- Формировать основы пожарной безопасности у старших дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»;
-Распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.
- Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей пожарной безопасности дома;
Педагогическая диагностика освоения программы по обучению дошкольников пожарной безопасности
Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в МБДОУ является : беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.
Результаты оцениваются в бальной системе.
3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.
2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.
1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить, либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.
Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:
Низкий уровень (от 10 до 12 баллов) – когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.
Средний уровень (от 13 до 15 баллов) – справляется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень (от 16 до 18 баллов) – ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.
Педагогическая диагностика освоения программы по обучению дошкольников пожарной безопасности
Фамилия имя ребенка Причины пожара Действия при пожаре Правила пожарной безопасности Предметы опасные для возгорания Поведение в лесу Знание номера 112 и своего домашнего адреса Особенности труда пожарного, его трудовые действия итого Уровень
Итого:
Уровень освоения:
Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров?»
Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?
Почему возникают лесные пожары?
Почему говорят: «От копеечной свечи Москва сгорела?»
Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?
Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?
Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?
По какому номеру нужно звонить при пожаре?
Каких качеств требует работа пожарного?
Где следует хранить горючие жидкости?
Где нужно хранить спички и зажигалки?
Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей?
Почему елку нельзя ставить на ковре?
Почему нельзя украшать елку свечами?
Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?
Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?
Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры?
Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?
Какие признаки говорят о неисправной электропроводке? Сломанных электроприборах?
Можно ли во время пожара пользоваться лифтом?
Чем можно погасить бензин или керосин?
Что делать, если в сковородке загорелась масло?
Задания для детей на основе наглядного материала
Задание 1 - Найти картинки, которые говорят о добром огне и о злом, поместить их на доску
Задание 2 - «Найди предметы опасные для возгорания»
Задание 3 – Решение проблемных ситуаций
Что делать, если задымился какой-либо электроприбор (телевизор, чайник, утюг? (надо обесточить выдернуть шнур из розетки и сообщить взрослым или пожарной службе 112)
Что делать если вы почувствовали дым с верхнего этажа? (приложить мокрую тряпку к лицу, покинуть помещение, выбежать на улицу). Можно ли воспользоваться лифтом?
Что делать, если в подъезде много дыма? (надо крепко закрыть двери, приложить к лицу смоченную водой тряпку, позвонить 112 и родителям)
Что делать, если увидели малыша поджигающего сухую траву, тополиный пух (Забрать у него спички и объяснить, к чему может привести игра с огнем или сообщить взрослым)
Что делать, если увидели в лесу тлеющий костер? (Забросать его песком, землей)
«Карточная викторина»
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку карточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь : деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
«Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, д вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет со спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
«Лото - пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля, затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке
№
п/п Название Автор Издательство, год
1. Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273, от 01.09 2013 01.09.2013 г.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384
3. Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Журнал «Дошкольное воспитание» М., №6, 2014
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования https://минобрнауки. рф
5. Изучение опыта педагогов Сеть Интернет,периодическая печать
6. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л. Москва, издательство «Детство – Пресс», 2011 г.
Изучение литературы по основам пожарной безопасности
№
п/п Название Автор Издательство, год
1. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности Аралина Н. А. Москва,Скрипторий 2003, 2007 г.
2. Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности Волочкова В. Н., Степанова Н. В. ТЦ «Учитель», 2004г.
3. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС Каюрова А. Н. Москва, 2014 г.
4. Воспитание культуры личной безопасности. Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н. Барнаул: АГИИК, 1999 г.
Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Практический выход
сентябрь - Подбор и изучение литературы по теме.
- Работа с методическим материалом.
- Разработка перспективного планирования по безопасности.
- 1. Беседа «Средства пожаротушения. Знаки безопасности». Рассматривание иллюстраций.
2. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения.
3. Проблемная ситуация «Почему случился пожар?».
4. Дидактическая игра: «Собери картинку».
5. Чтение художественной литературы: - Л. Толстой «Пожар», Н. Пороховник «Малышам об огне», С. Я. Маршак «Кошкин дом».
Консультация для родителей - «Расскажите детям о пожарной безопасности» Работа на сайте работников образования Формирование методической базы конспектов занятий по теме самообразования Для проведения воспитательных мероприятий
октябрь Теоретический этап:
- Диагностические исследования и анкетирование детей и родителей.
Практический этап:
- Вывод по диагностике.
- Составление картотеки дидактических игр по Правилам пожарной безопасности.
- Подбор художественной литературы, раскрывающей вопросы пожарной безопасности.
1. Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу». Составление рассказа по картинке «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?».
2. Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?».
3. Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Опасные предметы».
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья. Отдых на природе».
5. Рисование, отпечатком ладошки, знака «Не жги костры».
6. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Береги лес!», А. Жигулин «Пожары», Б. Житков «Пожар»Е. Пермяк «Огонь — опасная игра», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».
Анкетирование родителей «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?» Памятка «Картотека игр по основам пожарной безопасности» Создание архива методик, игр, мероприятий по пожарной безопасности Формирование основ пожарной безопасности
ноябрь - Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ППБ) в группах ДОУ.
- Оформление папки- передвижки
Практический этап:
- Оформление в группе уголка по пожарной безопасности (совместная работа с детьми и родителями).
- Дополнение предметно-игровой среды атрибутами и макетами по Пожаробезопасности.
1. Беседа «Огонь друг – огонь враг».
2. Сюжетно-ролевая игра «Мы помощники пожарных».
3. Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Чем тушить пожар».
4. Выставка книг по пожарной безопасности.
5. Лепка «Костер».
6. Чтение художественной литературы: Д. Кокшаров «Пожарыч», Б. Житков «Пожар в море», Е. Ильин «Солнечный факел», Е. Пермяк «От костра до котла», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».
Папка-передвижка «Для любознательных родителей. Тема: Пожарная безопасность». Консультация для педагогов на тему: «Организация работы с детьми по пожарной безопасности»
декабрь Теоретический этап:
- Работа с детьми.
- Формирование основ пожарной безопасности.
- Знакомство с темой посредством информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, загадки, пословицы и поговорки, дидактические и сюжетно-ролевые игры).
Практический этап:.
- Экскурсия по детскому саду.
1. Беседа «Пожарная техника».
2. Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01».
3. Спортивная эстафета «Мы помощники пожарных».
4. Аппликация «Пожарная машина».
5. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», К. Оленев «Красная машина», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», Б. Житков «Первая тревога», Е. Новочихин «01», Э. Успенский «Пожарная машина».
Информация для родителей «Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках».
Информационные брошюры «Лучший подарок – БЕЗОПАСНОСТЬ!»
Выставка картотек, игр, худ. Литературы по теме «Пожарная безопасность» Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя».
январь
Теоретический этап:
- Работа с родителями.
- Подбор материала для родителей (консультации, рекомендации, папки-передвижки, анкетирование.)
Практический этап:
- Привлечение родителей к активному участию при создании уголка пожарной безопасности и конкурсных работ.
1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных пожароопасных ситуаций.
2. Беседа на тему «Электричество в нашем доме и его опасность» «Электроприборы. Правила пользования ими»
4. Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?».
5. Дидактическая игра: «Собери картинку» (электроприборы).
6. Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», Е. Поликутин «Антошка», Л. Чернышов «Как Гриша-проказник испортил весь праздник», А. Шевченко «Как ловили Уголька».
Оформление информационного уголка : «Как избежать пожара в квартире», «Правила пользования бытовым газом» Консультация для воспитателей на тему: «Расскажите детям о пожарной безопасности»
февраль Экскурсия в пожарную часть (с родителями в выходной день).
Развлечение «Пожарная тревога». 1. Беседа «Пожарные – кто они?».
2. Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бой ведет отряд пожарных».
3. Дидактическая игра: «Что необходимо пожарному?».
4. Чтение художественной литературы: Л. Сумина «Кем быть?», З. Бурлева «Экипировка», К. Ибрагимова «Антошка – пожарник», В. Гальченко «Приключение пожарного», О. Иоселиани «Пожарная команда», И. Тарабукин «Андрейкино дежурство», Э. Успенский «Вера и Анфиса тушат пожар».
Экскурсия в пожарную часть (в выходной день).
Консультация «Привитие навыков по ППБ детям дошкольного возраста» Проведение вместе с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре развлечения «Пожарная тревога» Экскурсия в пожарную часть
март
Создание макета детского сада и плана эвакуации для детей из группы.
1. Беседа «Эта спичка – невеличка».
2. Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части».
3. Подвижные игры «Огненный дракон», «Костер».
4. Чтение художественной литературы: Е. Хоринская «Спичка – невеличка», З. Бурлева «Служба 01», «Пожарные рукава», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Е. Новочихин «Спички».
5. Рисование (ватными палочками) «Спички не тронь – в спичках огонь».
Организация уголков безопасности (совместно с родителями) Работа на сайте работников образования Оформление в группе уголка по пожарной безопасности Работа с детьми и их родителями. Создать оптимальные условия для формирования основ пожарной безопасности
апрель
Создание настольной игры по правилам пожарной безопасности. 1. Загадки, пословицы, поговорки об огне, о пожарных.
2. Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых».
3. Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя».
4. Чтение художественной литературы: З. Бурлева «Пожарная часть», Б. Гримм «Соломинка, Уголек и Боб», Б. Житков «Дым», С. Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница».
Изготовление вместе с детьми плана эвакуации из своего дома/квартиры Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя».
май Теоретический этап:
Отчет по проделанной работе.
Практический этап:
Выступление на педсовете.
1. Чтение художественной литературы: В. Шефнер «Лесной пожар», Э. Шим «Дым в лесу», В. Сухомлинский «Воробышек и огонь».
2. Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные спешат на помощь»
3. Дидактическая игра «Найди лишнее»
4. Инсценировка «Кошкин дом»
Участие в тренировочной эвакуации из детского сада Показ инсценированной сказки младшим группам «Кошкин дом».
Заключение
На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.
Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.
2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
3. Волочкова В. Н. и др. Конспекты занятий в средней и старшей группе детского сада по правилам пожарной безопасности, ТЦ «Учитель», 2004г
4. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.
5. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М. ,2007.
6. Детский сад от А до Я. 2006.№4.
7. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М. ,1998.
8. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.
9. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
10. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007