Мария Гоман
Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» комбинированного вида
(МБДОУ д/с «Сказка»)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
в группе общеразвивающей направленности
для детей 3 – 7 лет
на период октябрь – май 2024 - 2025года
Воспитатель:
Гоман Мария Алексеевна
г. Шарья
2024 г.
Пояснительная записка
Тема: «Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации»
Публикация «Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
На актуальность развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование. Одной из пяти образовательных областей стандарта является художественно-эстетическое развитие, предполагающее развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционных техник аппликации.
Задачи, связанные с развитием детей :
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник аппликации с использованием различных материалов.
2. Прививать интерес и любовь к искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие навыков ребенка. 4. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
5. Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции. 6. Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области творческой деятельности. 7. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
8. Развить умения производить точные движения пальцами рук.
9. Развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Задачи, по самообразованию:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по «Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации»
2. Реализовать программу по развитию мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации
3. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по «Развитию мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации»
1. Просвещать родителей (законных представителей) в теме «Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации»
2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми работам по теме «Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации»
3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития мелкой моторики детей
Используемые принципы при реализации программы:
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей младшего возраста практически пробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Динамичность:интеграция модуля в разные виды деятельности.
5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.
Методы и приёмы обучения.
При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и
обучение на занятии.
В процессе подготовки необходимо использовать информационно рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов
предметов.
При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ.
Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.
На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям
вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.
Иногда на занятиях используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам
предмет (при условии, что он знаком детям). Иногда могут использоваться вариантные образцы с целью демонстрации различных вариантов изображения, например, как из одних и тех же форм получить различные
предметные изображения. Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.
Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Для этого можно использовать
фланелеграф, мольберт или доску. Слегка смазанные клеем с обратной стороны в серединке формы можно раскладывать на вертикальной поверхности, не прибегая к помощи кнопок или пластилина. Кроме того, их можно перемещать в случае необходимости.
Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть форму на клеенку вверх не цветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность формы и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанную форму, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой и прижать форму ладошкой, промакнуть лишний клей. На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы нужно демонстрировать на вертикальной поверхности так, чтобы все действия воспитателя были видны детям. Клееночку для намазывания форм лучше всего прикрепить справа от листа бумаги и показывать все действия по
порядку, сопровождая их четкими словесными пояснениями. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.
В процессе выполнения детьми аппликаций необходимо использовать самые различные формы индивидуального обучения: одному ребенку показать, как составить изображение, другому напомнить, третьего спросить о порядке наклеивания. Работая с отдельным ребенком, воспитатель должен видеть всю группу, знать, как и в каком темпе работают дети, кому нужна помощь. Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции: похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Это особенно важно на первых занятиях, когда создается интерес к новому виду изобразительной деятельности. Постепенно внимание детей нужно направлять на изобразительные стороны работ, на, красивое цветовое решение, на выразительность аппликаций. Например, дети рассматривают аппликационных неваляшек и отмечают, что среди них есть веселые, красивые, есть сердитые игрушки и есть сломанные.
Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их. Например, обратить внимание на неправильное чередование элементов по величине или по цвету. Необходимо также учить детей характеризовать качество наклеивания: «чистая работа», «аккуратная». Постепенно к анализу работ нужно привлекать самих детей, ставя вопросы так, чтобы, отвечая на них, они учились понимать, что сегодня усвоили, что нового узнали, чему научились, как можно избежать ошибок.
Использование элементов нетрадиционных техник в аппликации Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка (З. А. Богатеевой, М. А. Гусаковой, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова, И. В. Новикова, Р. М. Чумичева и др.).
Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:
- развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;
- создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты;
- многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И. А. Лыкова);
- простота некоторых техник облегает получение результата.
Технология рассматривается, как совокупность предметов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения
состояния (В. М. Шепель).
Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобразительными средствами. Традиционными способами создания аппликации являются использование
бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар);
сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обработки материалов.
Анализ литературы показал (Казакова Р. Г., Белобрыкина О. А., Кожохина С. К., Комарова Т. С., Петухова Г. В., Шклярова М. С., что общепринятого определения термина «нетрадиционные изобразительные техники» на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:
а) для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага,картон, но и сочетание данных 12материалов;
б) применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);
в) используются приёмы, инструменты создания изображения.
В разработках И. В. Новиковой, Л. В. Базулиной, Н. В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях предлагают использовать следующий материал: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое.
В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации – аппликацияна ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое.
Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазывают клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша. Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации : как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника «коллаж» - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения ( возможные тематики: «Птица-Осень», «Небосвод», «Зимняя сказка»); техника «обрывная аппликация» ( возможная тематика: «Мой любимый Снеговик», «Мишка косолапый»); техника «скатывание бумаги» ( тематика: «Ягнёнок», «Барашек»);
техника «аппликация из листьев» ( тематика: «Рыбки в аквариуме», «Бабочки», «Листопад»); техника «аппликация из ниток» ( тематика: «Морские волны», «Мой любимый зайка», «На дне морском»); техника «аппликация из скорлупы яиц» ( возможная тематика: «Снеговик», «Цыпленок», «Мишка»); техника «аппликация из макарон» ( тематика: «Цветы на лугу», «Бабочка прилетела», «Радуга-дуга»); техника «аппликация из крупы» ( тематика: «Волшебный цветок», «Медведь», «Мышка-норушка»). Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми; использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами;
коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них. Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:
- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);
- обогащение изобразительного, эстетического опыта;
- развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);
- экспериментированию с различными материалами;
- развитию воображения, творчества ребенка;
- развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).
Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной программы «Детство» позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить
преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста.
1. Нетрадиционная изобразительная техника – сродни экспериментированию с материалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к аппликации.
2. Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию задач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного)
3. Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.
4. Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освоению средств выразительности.
Педагогическая диагностика
Диагностика развития мелкой моторики рук дошкольников Н. Е. Вераксы
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук
младших дошкольников.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
блок 1: упражнения на координацию движений;
блок 2: повторение фигур из пальцев;
блок 3: работа с бумагой;
блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Задания в Приложении 1
План работы с детьми
Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Месяц Неделя Содержание работы
Сентябрь
2024 Изучение литературы по теме самообразования. Изучение методов работы педагогов на интернет сайтах, методическая литература. Составить картотеку по аппликации с использованием нетрадиционных приёмов и материалов
Картотека игр по мелкой моторике. Приобретение материалов необходимых для работ по аппликации.
Подбор аппликационного материала.
Работа с детьми
«Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской» Знакомство детей с игровым персонажем волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования; рассматривание изображений, выполненных в разных техниках; создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Кисточки, клей, ножницы; салфетка, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки. Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны.
Октябрь «Сделаем ковёр из листьев» знакомство детей с обрывной техникой в аппликации; учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки; учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения; поддерживать, поощрять умения детей в аппликации. Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка.
«Моё чудо дерево» продолжать осваивать технику обрывной аппликации; учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева); продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага.
Ноябрь
«Жёлтый птенчик»
знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена);
- учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения; продолжать учить правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения; продолжать вызывать интерес к данной деятельности.
Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка.
«Бурый мишка»
продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча);
- продолжать учить брать небольшую щипотку гречи и аккуратно распределять её на определённую
поверхность изображения;
- продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.
Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка.
Декабрь
«Первый снег»
знакомство детей с аппликацией из ваты; учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги; учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки) Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты; учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода); создавать эмоционально благоприятный фон.
Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки.
Январь
2025г «Ёлочка нарядная»
познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; учить украшать ёлочку,
кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; продолжать вызывать интерес к данной
деятельности.
Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки
«Снеговик»
продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона;
учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью
наложения на готовый силуэт снеговика; обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.
Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон, клей, кисточки
Февраль
«Снежинка из яичной скорлупы»
«Зайчик зимой»
Аппликация из цветной бумаги, ваты и ватных дисков
Март «Первые цветы»
Аппликация из бумаги и бумажных втулок.
«Одуванчик»
Аппликация тычками ватными палочками
Апрель
«Пасхальное яйцо»
«Пасхальный цыплёнок»
Май «Творчество из пряжи и картона»
«Поделки из макарон»
План работы с родителями
Месяц Мероприятие
Октябрь Консультация для родителей «Аппликация как средство развития мелкой моторики у дошкольников»
Ноябрь Памятки «Нетрадиционные техники аппликации»
Декабрь Консультация для родителей «Работа с ножницами»
Январь Беседа «Увлекательные занятия с крупами»
Февраль Беседа «Волшебные нитки»
март Памятки «Работаем с ватой»
апрель «Как работать с ватными палочками»
май Выставка работ
Возможные изменения в плане:
___
Этапы реализации
I. Подготовительный этап (Октябрь 2024)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
II. Этап реализации (Ноябрь-Май 2024- 2025)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
III. Заключительный этап (Июнь 2025)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год
Литература
1. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: [текст]. - М., 2000. – 344 с.
2. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб. : Питер, 2016. – 304 с.
3. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. 2011г. М.
4. Павлова М. Б. «Технология» - новый учебный предмет в школе. -СПБ 2014г.
5. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. –М. 2014г.