Галина Парникова
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя (старшего воспитателя) ДОУ (часть I)
▼ Скачать +Заказ
Так случилось, что к моменту истекания срока предыдущей аттестации, в должности старшего воспитателя я проработала чуть больше года. Поэтому пришлось отразить в самоанализе результаты работы за 4 года, как воспитателя, и плюс добавить результативность деятельности за период работы в должности старшего воспитателя. И вот радостная новость: 16 сентября 2014 года я была аттестована на высшую квалификационную категорию по должности "старший воспитатель". Предлагаю Вашему вниманию самоанализ профессиональной деятельности по теме «Повышение качества дошкольного образования через организацию проектной деятельности», представленную в моём блоге в трёх частях.[/b]
Публикация «Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя (старшего воспитателя) ДОУ (часть I)» размещена в разделах
Метод проектов меня заинтересовал более пяти лет назад, когда еще работала воспитателем. Практика работы в те годы показывала, что в работе с дошкольниками появилась проблема – потеря притягательности, живости процесса познания. А ведь познавательная активность детей дошкольного возраста очень высокая: каждый ответ взрослого на вопрос ребенка рождает массу новых вопросов. На тот момент воспитательно-образовательный процесс в детском саду строился на основе решения задач разных разделов «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой (далее – Программа). Конечно, можно было отследить взаимосвязь разных направлений работы через проведение комплексных тематических занятий. Тем не менее, эта взаимосвязь не давала такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей, их коммуникативных навыков, у детей не было широкой возможности экспериментировать, исследовать, синтезировать полученные знания, то есть необходимых условий для саморазвития ребенка, используемых традиционных форм и методов было недостаточно, дети теряли к ним интерес. Новое поколение стремилось к активным действиям, общению, самовыражению, требовало ярких впечатлений.
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ): функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. А так как в своей работе всегда старалась ориентироваться только на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиска новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.
И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования, одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. Чем больше изучала литературу по этой теме, опыт работы педагогов России, тем больше убеждалась, что проектирование – тот метод, который позволит процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволит мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме (чего всегда не хватало в Программе, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями. Родители смогут оказать ребенку и педагогу не только реальную помощь и поддержку в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Конечно, можно говорить о том, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, действующие в то время, подразумевали блочно-тематическое планирование, но между тем, проектно-тематическое планирование позволяет исследовать область знаний, не похожую на традиционную, заданную Программой тему, а возникшую из потребностей и интересов детей. Понимая, что проектная деятельность предполагает необходимость совершенствования проектировочных умений, способствующих разработке проектов (планов, средств решения проектировочных задач, отдавала себе отчет, что потребуется немало усилий для развития проектной культуры, поиска инновационных средств. В качестве условия эффективности метода проектов выступает позиция педагога, которая заключается в организации соответствующей развивающей среды, находясь в которой, ребенок опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Положительным моментом было и то, что всегда чувствовала себя творческой личностью, и основная цель проектного метода в ДОУ – это развитие свободной творческой личности ребенка. А результаты психологических исследований показывают, что в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого (педагога, родителя) способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Накапливая творческий опыт, дети, при поддержке взрослых, могут стать активными участниками, авторами различного рода проектов. Поэтому ведущей идеей моей педагогической работы стало внедрение в практику дошкольного образования совместной деятельности взрослого и ребенка.
А целью деятельности: развитие свободной творческой личности каждого ребенка в группе посредством внедрения метода проектов в организацию педагогического процесса с дошкольниками.
Задачи деятельности:
1. Разработать и внедрить в практику детско-творческие, исследовательские, групповые, комплексные и другие виды проектов.
2. Создать единое пространство совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Одним из приоритетных направлений образовательной программы нашего учреждения, в разработке которой в составе творческой группы принимала участие, было физическое развитие дошкольников. Поэтому первым реализованным проектом стал проект по здоровьесбережению «Малыши-крепыши», разработанным на летний оздоровительный период и был рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. Это был первый этап развития у детей проектной деятельности – подражательско-исполнительский. На этом этапе дети участвовали в проекте «на вторых ролях», выполняли действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. Решение задач этого проекта началось с работы с родителями (введение в тему проекта, анкетирование, тестирование). Затем, как и во всех последующих проектах, составлялась «системная паутинка», то есть определялись формы и методы работы, охватывающие все виды деятельности, осуществлялся подбор средств и материалов.
После этого переходили к основному этапу – реализации проекта. В данном проекте использовались следующие формы здоровьесберегающей работы с детьми:
•игротренинг
•босохождение
•ароматерапия
•витаминотерапия
•релаксационные упражнения
•элементы психогимнастики
•воздушные ванны
•дыхательная гимнастика
•закаливающие процедуры (обширное умывание, обливание стоп ног, топтание по мокрым дорожкам)
•профилактика плоскостопия
•профилактика нарушения осанки у дошкольников
•профилактика нарушения зрения
•элементы самомассажа
•пальчиковая гимнастика
•сон без маечек
•хождение по коррекционным дорожкам
•физкультминутки или динамические паузы
•гимнастика пробуждения
Результаты реализации этого проекта были следующими: высокая посещаемость (90-95%, соответственно, снижение заболеваемости, дети с радостью шли в детский сад, с удовольствием выполняли все игровые упражнения, активное участие родителей во всех мероприятиях проекта, повышение мотивации к укреплению здоровья детей дома, использование различных здоровьсберегающих технологий. Опытом работы в рамках этой проектной деятельности делилась на конференции педагогов в 2009 году «Обновление содержания образования: оздоровление дошкольников посредством реализации проектов». Материал выложен на международном образовательном портале "Маам. ru" в личном блоге http://www.maam.ru/detskijsad/ufkrf.
(продолжение следует)