Zamira bakowa
Самоанализ педагогической деятельности
Холм-Жирковский муниципальный д\с «Теремок»
П. г. т. Холм-Жирковский, 2011г.
Моё призвание – воспитатель!
И очень хорошо об этом сказал поэт:
Избрали в жизни вы дорогу верную
И вам сходить с неё, причины нет.
Нельзя забыть учительницу первую –
Наставницу детей дошкольных лет!
Порой весёлая, подчас и трудна
Не назовёшь забавное игрой,
Из всех профессий мирная и нужная
Дошкольная работа с детворой.
«Не надо ни славы, ни мненья людей, мила мне одна лишь улыбка детей»
- эти слова говорят о многом и очень впечатляют.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Я, Байкова Замира Худайбердиевна- Николаевна воспитатель МДОУ д\с «Теремок» п. г. т. Холм-Жирковский. Окончила Смоленский одногодичный педагогический класс в 1987г по специальности «Воспитатель Детского сада». Стаж педагогической работы 29 лет. В детском саду «Теремок» работаю с 1981г.
Отработав столько лет с маленькими детьми – дошколятами, у меня ни разу не возникло желание сменить профессию. Ведь, в какой-то степени мы, педагоги – дошкольники, являемся и творцами детских душ. Ведь то зерно доброты, которое мы посеем – в будущем, обязательно прорастёт. А как приятно и почётно быть творцом!
Мои выпускники часто рассказывают о своих успехах, делах в школьной жизни. Они имеют высокий уровень знаний, активно участвуют в школьных и городских мероприятиях, занимают призовые места в конкурсах, активно занимаются спортом. Я считаю, что в этом есть и моя заслуга.
Я надеюсь и на нынешних выпускников, они тоже участвуют в различных мероприятиях района. Фото прилагается
Активно принимаю сама участия в конкурсах, выставках во всех мероприятиях д\сада»Теремок».
Мир детства целиком зависит от нас, взрослых, от душевной щедрости первого воспитателя. Наша задача – не погасить в детях огонёк познания нового, а поддержать их в исследовании мира.
Такой подход позволяет мне перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства.
Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». Я обращаю особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребёнок может ярко проявить себя, выразить своё истинное отношение к тем или иным явлениям.
Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей.
«Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Развивать его двигательные умения – развивать ум, слух, внимание». /А. Р. Лурия/
Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья я работаю совместно с медицинским персоналом и инструктором по физическому воспитанию.
Для этого в саду созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья:
* способствую ежедневному соблюдению режима, он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей;
*утро в детском саду, если позволяют погодные условия, я со своими детками начинаю, с приёма на свежем воздухе;
*утреннюю гимнастику в облегчённой спортивной форме, провожу ежедневно в виде ритмики или объединяю одним игровым сюжетом. Это позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день;
* В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые игры.
*большую роль отвожу подвижным играм, особенно на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей;
Вот такие доступные методы и средства позволили снизить процент заболеваемости, повысить посещаемость детей нашей группы.
Динамика посещаемости детей группы «Теремок»
за 2008 – 2011 учебные годы.
месяц 2008 – 2009год 2009 – 2010год 2010 – 2011год
сентябрь 69% 69% 89%
октябрь 74% 70% 95%
ноябрь 55% 74% 93%
декабрь 81% 72% 89%
январь 65% 71% 94%
февраль 82% 79% 85%
март 70% 73% 95%
апрель 87% 76% 97%
май 83% 79% 97%
Среднегодовой 74% 74% 92%
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Развитие речи является главной задачей ДОУ, так как часть воспитанников – это дети с нарушением речи.
И вот уже на протяжении 3-х лет я работаю в тесной взаимосвязи с логопедом.
Работу по коррекции речевых нарушений провожу на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях, а так же во всех видах деятельности и на занятиях :
По подготовке и обучению грамоте;
По ознакомлению с художественной литературой;
По ознакомлению с природой, окружающим.
а также вне занятий:
в играх,
в труде,
в повседневной жизни.
Формирование навыков речевого общения с окружающим и устной речи у наших детей происходит в течение всего времени, проводимого в стенах детского сада. Активное вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс и организация преемственности в работе ДОУ и семьи по устранению у детей отклонений в развитии является основным условием в работе воспитателя. По заданию логопеда отслеживаю закрепление материала занятий родителями с детьми. Большое внимание в коррекционной работе уделяю развитию мелкой моторики ребёнка. Так как тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи детей. Одним из эффективных способов коррекции речи детей являются пальчиковые игры, конструирование из кубиков, оригами.
В свободное время дети любят заниматься различным видом творчества:
рисование, лепка, аппликация. Созданию творческой деятельности способствовало желание расширить потенциал воспитанников. В процессе работы дети открывают для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «объем». Дети просто увлекаются доступным ему на данный момент материалом. Моя задача состоит в том, чтобы направить практические действия, помочь лучше представить, осознать, что он делает, какой получит результат.
Также, я считаю, что «Русское народное творчество и театральная деятельность» - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка. Для этого я постоянно учу с детьми потешки, считалки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые очень обогащают их словарный запас.
Много читаем и драматизируем сказок, а сказка наиболее подходящий интересный материал для упражнения речи. Драматизация очень активно развивает творческую, выразительную речь. В театральной деятельности я стараюсь занять по возможности всех детей, не отбирая, кто лучше выговаривает, а кто хуже и такой подход к дошкольникам даёт свои положительные результаты. Дети общительны, активны, эмоциональны, свободны в выборе, через драматизацию они не просто учатся правильно выговаривать звуки, слова, но и становятся более уверенными, успешными.
Малышам 1и 2группы показывали сказку «Теремок» Фото прилагается
На занятиях и в индивидуальной работе я использую как можно больше речевых игр:
Игра «Наоборот» - упражняет в названии антонимов.
Игра «Доскажи словечко» - яблочко, девочка, и т. д.
Игра «Найди пропущенные слова» - светит яркое, подает…снег, и т. д.
Большое внимание уделяю на создание предметно-пространственной среде, потому что окружающая среда является одним из необходимых условий для развития полноценного ребенка. Групповую комнату делили на зоны, способствующие познавательному развитию детей: книжный уголок, сенсорного развития, зона творчества, спортивный уголок, уголок уединения. Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, которая сразу не обнаруживает себя, а побуждает ребенка к поиску.
В 2010 г. проходил смотр-конкурса готовности групп ДОУ д\с «Теремок» к новому 2010-2011 учебному году. Где наша группа заняла 3-место и получила приз. Прилагается грамота
Работа в группе позволяет мне, также как и ребёнку самому поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Широко применяю социо-игровую технологию для развития коммуникативных навыков у детей, способствующую активизации самостоятельности и инициативы ребёнка, развитию его творческих способностей. Высокий средний и низкий уровень усвоения знаний по всем разделам программы «Программа воспитание и обучения в д\саду за 2008-2011г.
Направление деятельности высокий средний низкий
Речь и речевое общение 63% 34% 3%
Элементарные математические представления
64%
28%
8%
Художественное творческое воспитание 70 % 28% 2%
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня-одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический багаж.
Конечно, начинала работу по гражданско-патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в д\саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми, друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанностей к родной семье, родному д\саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.
Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.
2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора : игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)
На педсовете я рассказала о проблеме «Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».
Выступала на методическом объединении с докладом: «Формирование любви к Родине через любовь к родному краю». Доклад прилагается.
С помощью родителей оформила в группе зону гражданско-патриотическое воспитание, где могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае (города Смоленска, поселка). иллюстрации, снимки достопримечательности поселка, произведения устного народного творчества (потешки, былины и т. д, образцы российского, малого края-герба и флага и т. д.
Предлагаемый материал будет дополнен в подготовительной группе в зависимости от изучаемых тематических блоков.
«Самоанализ через привитие любви к родному краю» -прилагается.
Тематическое и региональное планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, малом крае.
В нашем ДОУ «Теремок» взята задача по нравственному воспитанию дошкольника. Где мы составляли региональную программу по гражданско-патриотическому воспитанию»Малый край».
Где, я составила для подготовительной группы. Прилагается
В работе, как с детьми, так и с родителями использую демократический стиль общения. Подбирала интересную, актуальную тематику бесед, консультаций, передвижные папки для родителей по гражданско-патриотическое воспитание. Темы прилагаются.
Родителям предлагала заполнить анкету «О взаимоотношениях сверстников и воспитателем.
Из анкеты выяснила, что дети жалуются на взаимоотношение друг с другом.
Провела на эту тему: беседу, занятие, п\игры,-конспект прилагается.
Провела творческую деятельность по рисованию, лепки «Мой друг».
Где мы снова учились общаться друг с другом;
Что друзья познаются в беде;
Друзья не обижаются друг на друга;
П\игры «Помощь друга, «Палочка-выручалочка» и т. д.
Чтение произведения, стихов.
На эту тему для родителей подобрала консультацию «Учим ребенка общаться»
Провела родительское собрание на тему»Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками».
Предложила, что-бы они провели беседу о «Дружбе».
Я постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель-воспитывать будущих созидателей жизни.
Каков человек-таков мир. Который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своё Отечество.
С целью выявления уровня усвоения детьми знаний по гражданско-патриотическому воспитанию и образованию провела диагностику.
Анализ результатов педагогической диагностики показывает положительную динамику уровня знаний воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию:
Родная страна символика История народной
культуры и традиции Семья
Высокая-55% Высокая-58% Высокая-48% Высокая-58%
Средняя-29% Средняя-26% Средняя-36% Средняя-26%
Низкая-15% Низкая-16% Низкая-16% Низкая-16%
В 2010 г. я подтверждала 1 кв. категорию на тему: «Привитие любви к родному краю».
Показала открытое занятие «Мой край»-ознакомление с окр. миром.
«Флаг»-аппликация. Конспекты занятий прилагается.
Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашем детском саду. Сколько интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.
В жизни детского сада мы принимаем самое активное участие.
Праздничный концерт ко Дню Матери;
Осенняя выставка;
Новогодний утренник;
День защитников Отечества;
День Победы;
День защиты детей;
Экскурсии
Соревнования. Прилагается- фото; конспект, сценарии
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитание дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России