Татьяна Воронцова
Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательных здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А Сухомлинский
На сегодняшний день вопрос воспитания здорового поколения стоит особенно актуально. Большую часть жизнедеятельности ребенок проводит в дошкольном учреждении. Пройдет немного времени, и ребята переступят порог детского сада в самостоятельную жизнь. Для этого нам воспитателям необходимо вложить дошколятам определенные знания, умения и навыки. Но способны ли мы, воспитатели, наблюдать за негативными тенденциями состояния здоровья своих воспитанников? Этот вопрос и привел к тому, что направлением педагогической деятельности выбрана тема
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательных здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ»
«Здоровьесберегающие образовательные технологии-это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагогов не нанести ущерб здоровью учащихся»
Н. К Смирнов (врач- психолог, кандидат, медицинских наук, профессор). Полноценное, гармоничное физическое развитие, и здоровье ребенка
— это основа формирование личности. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. В этот важный этап необходимо сформировать у детей багаж знаний, практических навыков здорового образа жизни, разумную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Задача педагогов создать для детей оптимальные условия для сохранения, укрепления здоровья и приобщению к здоровому образу жизни детей. Для этого применяются здоровьесберегающие образовательные технологии, которые направлены на решение главной задачи дошкольного образования сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех участников педагогического процесса : детей, педагогов и родителей
Для формирования качественных знаний, построения активного и здорового образа в жизни группы поставлена цель: формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни, обучить основам безопасного поведения, разумного отношения к своему здоровью через применение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Для достижения данной цели поставилены следующие задачи:
1. Воспитывать у детей привычки здорового образа жизни для повышения защитных свойств организма, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
2. Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
3. Развивать потребности в двигательной активности.
4. Корректировать проявление эмоциональных трудностей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
5. Приобщать родителей и педагогов ДОУ для создания максимально комфортных условий обучения и сохранения здоровья.
В процессе работы учитываются основные принципы здоровьесберегающих технологий :
1. «Не навреди»;
2. Сознательности и активности;
3. Непрерывности здоровьесберегающего процесса;
4. Систематичности и последовательности;
5. Доступности и индивидуальности;
6. Всестороннего и гармонического развития личности;
7. Системного чередования нагрузок и отдыха;
8. Постепенного наращивания нагрузок и отдыха Так же используются следующие методы обучения:
1. Практический;
2. Наглядный;
3. Словесный.
В образовательном процессе применяются здоровьесберегающие технологии в трех направлениях :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. К ним относятся: Ритмопластика. Динамические паузы. Подвижные и спортивные игры. Релаксация, Пальчиковая гимнастика, Гимнастика для глаз, Дыхательная гимнастика, Бодрящая гимнастика:
Разработана и презентована картотека «Комплексы дыхательных упражнений» (Документ 1) «Бодрящая гимнастика после сна», «Зрительная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», картотека спортивных и подвижных игр. Подобрана музыкальное сопровождение по видам двигательной деятельности.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся : утренняя гимнастика, физкультурные занятия, серия занятий «Азбука здоровья», самомассаж, точечный массаж, активный отдых. Спортивные развлечения праздники. Игротерапия — игры, направленные на коррекцию страхов, агрессии, коммуникативные игры.
В группе проводятся спортивные праздники на улице для детей
«Проделки Бабы Яги на Олимпийских играх», «День защиты детей», «День Здоровья»
«Путешествие капельки» (совместная работа с инструктором по плаванию) (Документ 2) Разработано перспективное планирование по валеологии. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. (батут, «дорожки препятствий», качели, гимнастические кольца, футбольные и хоккейные ворота, сетка для перебрасывания мяча)
К коррекционным технологиям относятся : артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, библиотерапия.
В группе собраны картотеки артикуляционной гимнастики, подборка музыкального сопровождения для различных видов деятельности.
Разработаны картотеки игр и упражнений по психогимнастике. Учитывается тема и организуется чтение художественной литературы: В Коростылев
«Королева зубная щетка», Г. Остер «Вредные советы», С. Михалков «Веселый турист», В Суслов «Про Юру и физкультуру».
Организована театрализованная деятельность с применениями здоровьесберегающих технологий- игра-драматизация «Волк и козлята» (Документ 3).
Для приобщения педагогов ДОУ к вопросу о эффективности использования образовательных здоровьесберегащих технологий проведены следующие консультации и презентации: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (Документ 4) «Закаливание детей в условиях детского сада», «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Немаловажную роль по формировании здорового образа жизни ребенка играет отношение к этому вопросу в семье. Без взаимного сотрудничества родителей и педагогов невозможно достичь каких -либо результатов. В процессе сотрудничества и мотивации к здоровому образу жизни проведены мероприятия: спортивные праздники с родителями и детьми-«Зарница»,
«День Здоровья», «Мама, папа, я —спортивная семья». На родительских собраниях проведены следующие консультации: «Здоровье детей в руках родителей», (Документ 5) «Использование детского самомассажа дома»,
«Роль дыхания в жизни дошкольника». На собрания приглашаются для консультаций: инструкторы по плаванию и физической культуре, логопед, медработники.
Для повышения двигательной активности и профилактических мероприятий используется нетрадиционное оборудование и инвентарь, созданные своими руками. Дети с удовольствием пользуются им во время бодрящей гимнастики, самомассажа и в самостоятельной двигательной деятельности. В группе созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса в разных видах деятельности, работа составляется с учетом смены статических занятий и двигательной деятельности.
Используются игры - драматизации, сюжетные игры, дидактические игры, беседы по формированию привычки к здоровому образу жизни. Созданы максимально комфортные условия для нахождения детей в коллективе. При организации деятельности, от образовательной до самостоятельной, учитываются требования к параметрам и размещению мебели в группе. Нормативы в соответствии СанПиН. ДОУ оснащен бассейном для обучения детей плаванию. Занятия проводит инструктор по плаванию. Совместная работа с инструктором позволило повысить двигательные навыки детей. Чередование физкультурных занятий с занятиями по плаванию способствует разностороннему развитию детей в физическом развитии.
Таким образом применение здоровьесберегательных образовательных технологий в группе привело к следующим результатам: снизилась заболеваемость: с3.1% 2017-2018г 2.0 % 2018-2019г. до 1.7% 2019-2020г, прослеживается положительная динамика физического развития. Сформированы навыки личной гигиены, улучшилось эмоциональное состояние дошкольников. Дети приобрели необходимые знания безопасного поведения, сформированы представление о зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания, о здоровом образе жизни. Приобретенные знания, навыки и умения уверенно применяются в режимных моментах и в самостоятельной деятельности. Повышена заинтересованность родителей в укреплении здоровья детей
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий успешно только при одном условии: все здоровьесберегающие образовательные технологии должны применятся в взаимодействии всех участников педагогического процесса (детей, воспитателей, логопеда, инструкторов, родителей, медицинских работников, работа должна вестись комплексно и систематически, только тогда можно достичь определенных результатов.