Надежда Мерзликина
Самоанализ педагогической деятельности при работе над проектами
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного
использования образовательной технологии проектной деятельности
воспитателя группы полного дня пребывания детей дошкольного возраста МБОУ им. Л. Н. Толстого филиал в с. Домачи Мерзликиной Надежды
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности при работе над проектами» размещена в разделах
Проектная деятельность в детском саду – это современный инновационный подход в обучении дошкольников, который предусматривает разнообразие форм, методов и средств обучения и воспитания. Проектная деятельность, как педагогическая технология представляет собой интеграцию исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога для достижения конкретной цели, то есть для решения проблемы, которая является значимой для педагога и оформленной в виде определенного конкретного результата.
Технология проектной деятельности выступает в качестве универсального инструмента для стимуляции интереса детей к проблемам, для решения которых необходимо активировать личностный и творческий потенциал. Проектная деятельность является основой для решения проблемы, она закрепляет практическое применение знаний, полученных в рамках образовательного процесса. Другими словами, проектную деятельность можно рассматривать с позиции особого вида интеллектуально – творческой деятельности, которая представлена в виде набора приемов, направленных на решение конкретной проблемы за счет самостоятельной деятельности дошкольников в поиске путей ее решения.
Концепция проектной деятельности состоит в том, что ребенок самостоятельно познает мир через различные виды деятельности : исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой происходит преобразование новых знаний в реальные продукты. Я считаю, что применение проектной технологии в процессе развития и воспитания ребенка эффективно справляется с решением таких задач, как обеспечение полноценного личностного развития ребенка дошкольного возраста, формирование у детей способности к контролю и самоорганизации деятельности, развитие основных психических процессов. Проектная деятельность расширяет знания детей об окружающем мире.
Если ребенок дошкольного возраста хотя бы раз участвовал в исследовании окружающих объектов, то ему непременно обеспечен успех в его дальнейшем обучении в школе. Исследуя окружающий мир ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится планировать работу, рассуждать, наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, экспериментировать, делать выводы, и все это помогает развитию его познавательных способностей. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но также, позволяет углубленно изучить наиболее интересные для дошкольников вопросы. В ходе бесед и дискуссий дети развивают тему, проявляют инициативу, учатся высказывать свою точку зрения, предлагают свои идеи а также учатся считаться с мнением сверстников. Применение технологии проектной деятельности позволяет ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а в последствии способствует успешной адаптации к изменившейся ситуации обучения.
Проектная деятельность позволяет дошкольнику, участвующему в проекте, стать не просто исполнителем, а деятелем. Я считаю, что технология проектной деятельности является базой для развития полноценной личности ребенка. Во время работы над тематическими проектами, я замечаю, что у детей развиваются познавательные навыки, дети учатся ориентироваться в потоке поступающей информации, развивают свои творческие способности.
В рамках проектной деятельности дошкольники совместно с педагогом осуществляют поиск информации, которая может стать основой для решения проблемы. В данном случае педагог выступает в качестве проводника, который помогает найти необходимую информацию и использовать ее на практике для решения поставленной задачи. Максимальная эффективность проектной деятельности проявляется в том случае, когда дошкольники осознают значимость своей работы и пытаются самостоятельно решить поставленную перед ними задачу.
Неотъемлемой частью каждого проекта является исследовательская работа, которая осуществляется детьми под руководством педагога. В качестве отличительной особенности проектной деятельности выступает выдвижение на первый план необходимости в поиске информации, которая подвергается обработке а в последствии представляется участниками проекта в формате презентации.
Во время работы над проектом происходит сотрудничество между педагогом, детьми, родителями. Проекты сплачивают детей, развивают желание и умение работать в команде, нести ответственность за совместную работу, доводить начатое дело до конца.
Свою работу над проектами я разделяю на несколько этапов:
• На начальном этапе определяется выбор темы, ее актуальность, значимость. Создается мотивация, определяется инициативная группа, ответственный педагог. Формируются задачи, способы, методы, принципы, с помощью которых будут решаться задачи проекта с детьми и их родителями.
• На втором этапе происходит планирование деятельности по достижению целей (составление планов, разработка конспектов занятий, сценариев праздников и т. д.).
• Третий этап – это реализация проекта с использованием различных видов деятельности.
• Заключительный этап – это подведение итогов работы, определение задач для новых проектов.
Использование в работе данной образовательной технологии позволяет развивать у детей способность самостоятельно мыслить, четко планировать свою деятельность и принимать обдуманные решения. В процессе своей педагогической деятельности мною подготовлены и реализованы несколько проектов : познавательно-исследовательский, информационный проект «Лучок – наш зеленый дружок», информационно-творческий проект «Люблю берёзку русскую», познавательно-творческий, художественно-речевой проект «Мы любим сказки», экологический проект «Волшебница вода», а также игровой, познавательно-творческий проект «Радостное лето».
Проект «Лучок – наш зеленый дружок» является краткосрочным, групповым.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, информационный.
Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема: Можно ли вырастить лук на подоконнике? Чем полезен лук? Как можно использовать лук? Создать в группе мини-огород.
Актуальность проекта : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, которые растут рядом с ними, но зачастую не знают, как растет лук, какие условия необходимы для его роста? Для чего его выращивают и чем же он полезен? Чтобы расширить и конкретизировать знания детей, а также дать им практические умения создан этот проект.
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к посадке и выращиванию лука в комнатных условиях. Узнать о пользе лука.
Задачи: Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, дать знания детям о луке, его строении и о необходимых условиях для его роста. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Вовлекать родителей в участии в проекте. Воспитывать желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление).
Предполагаемые результаты проекта : Научить детей сажать лук, ухаживать за ним, формировать знания об необходимых условиях для роста лука. Уточнять знания детей о луке – это овощ, богат витаминами, как его употребляют в пищу.
Проект «Люблю берёзку русскую» является долгосрочным.
Тип проекта : информационно-творческий
Участники проекта : дети разновозрастной группы, педагоги, родители воспитанников.
Проблема: Недостаточные знания детей о березе, как символе России, несоблюдение правил экологически грамотного поведения в том числе в семьях воспитанников. Непонимание значимости сохранения русских традиций и воспитания русской культуры у детей.
Актуальность проекта : Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел" : "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать" Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. Реализуя этот педагогический проект, я хочу приобщить детей к изучению родного края через образ березы.
Цель: Знакомить детей с берёзой, как экологическим объектом в разное время года. Приобщать дошкольников к истории русского народа. Дать знания о символе России – берёзе.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, родному краю. Воспитывать внимание, терпение, трудолюбие. Помочь увидеть необыкновенное в обычном. Воспитывать уважение к труду работников лесного хозяйства. Прививать любовь к фольклору.
Образовательные: Расширять представления детей о мире растений. Показать связь мира растений и мира животных. Обогащать кругозор детей. Учить движениям хоровода.
Развивающие: Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Направлять естественный интерес и любознательность детей. Развивать художественные навыки.
Предполагаемые результаты проекта :
Расширить представления детей о природе, её значении в жизни человека. Сформировать такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.
Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы, разовьется творческое и интеллектуальное мышление. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.
Проект «Мы любим сказки», является долгосрочным, групповым.
Тип проекта : познавательно-творческий, художественно-речевой. Реализуется во всех видах деятельности и включает интеграцию образовательных областей.
Участники проекта : дети разновозрастной группы, педагоги, родители воспитанников.
Проблема: В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников.
Актуальность проекта : В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Способствовали этому современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Родители перестали читать детям сказки, часто заменяя их мультфильмами. Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. Благодаря сказке ребенок не только познает мир, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.
Цель: Развитие интереса детей к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для развития у детей творческой активности в различных видах творчества.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Воспитывать у детей уважение к себе и другим людям. Воспитывать смелость, уверенность, умение преодолевать робость и застенчивость, включаясь в театрализованную игру.
Образовательные: Формировать знания детей о русских народных сказках. Познакомить детей с средствами художественной выразительности. Формировать представление о различных видах театра.
Развивающие: Развивать у детей речь, воображение, мышление. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Предполагаемые результаты проекта : Расширить кругозор детей, научить детей характеризовать поступки, выражать эмоции, понимать чувства других через имитацию образа героев сказок. Использовать знания и умения в разных видах деятельности. Активно участвовать в реализации проекта. Участвовать в совместных мероприятиях, выставках.
Экологический проект «Волшебница вода» является среднесрочным, групповым.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий
Участника проекта : дети, воспитатели, родители
По роду деятельности : наблюдения, исследования, опыты, продуктивная деятельность.
Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?
Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.
Актуальность проекта : Вода - любимый детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. На вопрос какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят, что это дым. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница-вода?
Цель: поддерживать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Через опытно-экспериментальную деятельность, расширить знания детей об окружающем мире воспитывать любознательность, активность.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
Образовательные: Выявить свойства воды (не имеет цвета, запаха и вкуса). Познакомить детей с состоянием воды (имеет газообразную –пар, твердую -лед, и жидкую форму). Формировать представление о значении воды в жизни всего живого на Земле.
Развивающие: Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
Предполагаемый результат:
Для детей: Приобретение детьми знаний о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, воспитание бережного отношения к воде. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования. Обогащение речи детей, взаимодействие со взрослыми и детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов. Выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, эксперименты, лепка и т. д.)
Для педагога : Внедрение инновационных технологий, современных методов работы. Совершенствование предметно – развивающей среды. Реализация программы «Дети, природа, экология.»
Для родителей: Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду. Повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей. Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.
Проект «Радостное лето».
Тип проекта : Педагогический
Участники проекта : Воспитатель, дети разновозрастной группы, родители.
Вид: Познавательный, творческий, игровой, групповой, здоровье сберегающий, интегрированный, краткосрочный.
Актуальность проекта : Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в группе полного дня в летний должна быть направлена на то, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием, получили заряд бодрости и здоровья. Немаловажно, что основную часть времени дети находятся на свежем воздухе, это даст возможность повышения двигательной активности, обогащение знаний детей о природе летом.
Цель проекта : Расширить представление детей о лете, стимулировать познавательный интерес. Закрепление и расширение знаний об окружающем мире.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье. Активно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, лете, природных явлениях. Формировать представления детей о здоровом образе жизни. Способствовать развитию познавательного интереса у детей, учить начальным навыкам экспериментирования.
Развивающие: Развивать обобщенные представления о лете, как времени года, его существенных признаках; развивать интерес к родной природе. Развивать сенсомоторику у детей, осязательные и обонятельные чувства, слух, память. Создавать благоприятные условия, способствующие охране жизни и здоровья детей, через использование природных факторов.
Ожидаемый результат: Формирования здорового образа жизни воспитанников. Повышения сопротивляемости организма ребенка к вирусным и простудным заболеваниям, снижение уровня заболеваемости. Повышение двигательной активности дошкольников. Расширение знаний детей об окружающем мире. Развитие творческой активности каждого ребенка, проявление устойчивого интереса к творческой деятельности.
Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.