Наталья Галкина
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Сегодня в дошкольном образовании уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно–образовательного процесса. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Наблюдая за воспитанниками, я обратила внимание на то, что у детей слабо развиты речевой аппарат, двигательная активность, голосовые связки, нет четкости в ходьбе и легкости в беге.
Основная цель моей педагогической деятельности - создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.
Исходя из этого, я определила тему педагогической деятельности «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей».
Для достижения цели поставила следующие задачи:
воспитывать интерес и любовь к музыке;
обучать и развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии;
создавать предметно-развивающую среду для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
В своей работе я учитываю индивидуальные и психологические особенности детей. Образовательный процесс организую в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учётом основной образовательной программой ОУ. Использую Программу «Ладушки» и методические разработки к ней (под редакцией И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Опираясь на программу «Ладушки» делаю учебный процесс интересным, ярким, разнообразным и эффективным. У детей становится шире кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Для музыкального развития ребенка особое внимание уделяю созданию эстетической развивающей среды. При построении предметно-пространственной среды в музыкальном зале и в группах учитываю интересы детей и их возрастные особенности. Содействую воспитателям в оснащении музыкальных уголков музыкальными игрушками, шумовыми инструментами, атрибутами для игр, элементами театральных костюмов. Музыкальный зал – место, куда дети приходят каждый день с огромной радостью, это центр эстетических и эмоциональных переживаний детей и взрослых. Начиная с самого раннего возраста, знакомлю детей с миром прекрасного, используя при этом все средства искусства – музыку, танец, поэзию, живопись. Детей знакомлю с театральным искусством, они исполняют свои первые роли, обретают такое эмоциональное состояние, какое способствует раскрытию их творческих способностей. Помогаю детям проявить себя, раскрыть свой талант, обрести необходимый комфорт и благополучие, а значит, и здоровье. Оформление зала меняю посезонно. В своей работе использую султанчики, платочки, ленточки, изготовленные собственными руками. Различные тематические атрибуты: осенние веточки, снежинки, цветы, конфетки, грибочки, морковки. Создала фонотеку и видеотеку с музыкальными материалами различных жанров. Готовлю аудио и видеозаписи для использования их педагогами в специально организованной и игровой деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей. Изготовила дидактический, наглядный материал для различных видов музыкально-художественной деятельности.
Театрализованная деятельность очень любима детьми, так как даёт возможность быть непосредственными участниками действия – артистами или зрителями. Привлекаю родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к праздникам, организовываю выставки рисунков, отражающие музыкальное восприятие детей.
Роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка даёт возможность:
- создания приподнятого радостного настроения;
- выражения и разрядки отрицательных эмоций;
- повышение и понижения активности у детей;
- привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.
Во время занятий, как средство развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей, использую различные игровые и танцевальные упражнения. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в творчество.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности: танцевально-ритмические паузы, физминутки, двигательно-речевые упражнения, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Валелогические песенки-распевки - это несложные, добрые тексты, например, «Здравствуй» или мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет ребенка от многих болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. В работе с детьми использую как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные гимнастики. В дыхательные гимнастики вношу изменения, направленные на развитие звуковой стороны речи, развитие фонематического слуха, эмоциональной сферы ребенка.
Например: «Трубач». Вместе с детьми подносим к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимаем пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносим «ту-ту-ту» (напевая мелодию).
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. К тому же, выполнять ее совсем несложно, если проводить дыхательную гимнастику в форме игры, то получится замечательное время препровождение.
Пальчиковые игры. Для развития мелкой моторики и речи мною используются пальчиковые упражнения и игры. Разучивание стишков, с применением «пальчиковой» гимнастики, развивает речь, воображение, пространственное мышление, внимание, ведет к формированию быстроты реакций и эмоциональности. Малыши лучше запоминают тексты стишков, а речь становится выразительнее. Для детей 2-3 лет, смастерила колпачки из бумаги, на которых нарисовала глазки, носик, ротик, ушки, ручки. С великолепными зверушками малыши весело играют.
Для оценки педагогической деятельности разработала карту мониторинга развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности.
Положительная динамика развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности педагогической деятельности.
Воспитанники принимают активное участие в творческих конкурсах различного уровня.
Взаимодействие и просветительскую работу с родителями провожу посредством проведения консультаций, мастер-классов, собраний на темы музыкального развития ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ОУ на информационных стендах.
Чтобы приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности провожу открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми. Неоценима помощь родителей, их поддержка, взаимопонимание в процессе подготовки к праздникам. Родители не только способствуют развитию активного творческого потенциала детей, но и оказывают помощь в оснащении и подборе музыкально - игрового материала, пошиве костюмов, закреплении репертуара, совместно со мной сопровождают и поддерживают детей во время выступлений, охотно помогают мне организовать участие детей в различных конкурсах.