Валентина
Консультация для молодых специалистов «Начальные этапы работы в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
С решением каких вопросов сталкиваются молодые специалисты на начальных этапах работы в школе
Ширяева В. А., г. Новый Уренгой
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №1», педагог-психолог
Термин «Адаптация» имеет биологические корни, означающие процесс приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, и отражающие систему вопросов: Что происходит? Почему происходит? Какие ресурсы следует применить для смягчения стрессовой ситуации и быстрого включения в новый процесс? Однако он достаточно актуален и в общественном облике.
Публикация «Консультация для молодых специалистов „Начальные этапы работы в школе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Относительно адаптации молодых специалистов в сфере образования так же возникает ряд вопросов, которые мы осветим в данной статье. Возможно, мы осветим не все вопросы, существующие по проблеме адаптации молодых специалистов образовательной среды в нашей стране, но постараемся выделить вопросы регионального характера (социальное обеспечение) и локального (на уровне образовательного учреждения). Условно мы разделим вопросы на социально-материальные и психолого-педагогические.
1 группа: социально-материальные вопросы
Кто такой молодой специалист?
Согласно постановлению Правительства ЯНАО от 30.09.2010г. № 282-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной поддержки молодым специалистам в Ямало-Ненецком автономном округе", молодой специалист в образовательной сфере - это выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования, не достигший возраста 30 лет, который завершил обучение, получил диплом государственного стандарта и пришел работать в образовательное учреждение.
Какая социальная поддержка оказывается молодым специалистам?
Обращая внимание на указанное нами постановление, можно выделить следующие социальные гарантии:
Единовременная денежная выплата пособие по месту работы для удовлетворения личных потребностей.
Ежемесячная надбавка в первые 3 года работы в государственной образовательной среде Ямало-Ненецком автономного округа.
Выплата процентной надбавки к зарплате в предельном размере с первого дня работы педагога независимо от стажа, что создаст дополнительную финансовую мотивацию и позволит привлечь на Ямал работников дефицитных профессий из других субъектов РФ. Данная мера - хороший стимул для продолжения работы на Ямале специалистов, которые еще не заработали северную надбавку, но будут получать ее в полном объеме с 1 января 2020 года.
Остается открытым для многих специалистов иногородних молодых специалистов вопрос о своевременном предоставлении муниципального жилья.
Самым актуальным вопросом остается достойная оплата труда.
2 группа: психолого-педагогические вопросы
Для изучения психолого-педагогического компонента вопросов адаптации молодых специалистов в образовательной среде, нами было проведено анкетирование среди молодых специалистов в школах в г. Новый Уренгой и составлен примерный перечень вопросов, возникающих в процессе реализации педагогической деятельности. Количество опрошенных педагогов насчитывалось 18 человек.
В результате исследования нами были получены следующие вопросы:
Рис. 1
На рисунке 1 можно увидеть вопросы, возникающие у молодого специалиста в процессе адаптации в образовательной среде, а именно в школе. Вопросы отмечены условными обозначениями:
1. Как самоорганизоваться для выполнения большого объема рабочих дел? (15 %)
2. Как справиться с большим объемом рабочей информации? (22%)
3. Как получить уважение и доверие коллег? (15%)
4. Как научиться правильно применить полученные знания и умения в педагогической практике? (28%)
5. Как сформировать материальную (рабочую) базу (20%)
Мы видим, что наибольшую актуальность имеет вопрос «Как научиться правильно применить полученные знания и умения в педагогической практике?». Это говорит о том, что большинство молодых специалистов, в первую очередь, волнуются о том, как им показать свои знания и умения в процессе деятельности.
По результатам проведенного исследования, нами были разработаны примерные рекомендации руководству образовательных организаций и самим молодым специалистам для разрешения возникших вопросов по адаптации в образовательной сфере:
1. Своевременное обнаружение проблемы и всестороннее ее решение.
2. Оказание психолого-педагогической поддержки.
3. Информационная и консультативная работа по выстраиванию личного плана выполнения работы.
4. Создание информационно-методической базы для молодых специалистов.
5. Участие в творческих, научно-исследовательских мероприятиях.
6. Проведение курсов ликвидации безграмотности для преодоления недостатков знаний.
7. Активное внедрение коллективных форм деятельности (для улучшения взаимоотношений в коллективе)
8. Использование методов стимулирования качественной педагогической работы.
Таким образом, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве происходит в социально-материальном и психолого-педагогическом направлениях. Социально-материальная поддержка позволяет молодым специалистам получать единовременные пособия и надбавки, однако проблематичными остаются вопросы обеспечения жильем и достойной оплаты труда. Психолого-педагогическое направление в большинстве, касается вопросов правильной реализации знаний и умений на практике; овладения и выполнения большого объема работы; создания материальной базы; получения уважения и доверия коллег. В результате психолого-педагогического исследования мы выяснили, что наибольший процент молодых специалистов в школе задаются вопросом «Как научиться правильно применить полученные знания и умения в педагогической практике?». Для того, чтобы адаптация молодых специалистов в образовательной сфере происходила быстрее и мягче, мы предложили руководству школ г. Новый Уренгой и самим молодым специалистам ряд рекомендаций.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1 Постановление Правительства ЯНАО от 30.09.2010г. № 282-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной поддержки молодым специалистам в Ямало-Ненецком автономном округе".
1.2 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2019 г. N 112-ЗАО "О внесении изменения в статью 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"
2. Научная и учебно-методическая литература
2.1 Баранов, А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога // Ижевск, 2017г. - 119с.
2.2 Пугачёва М. Л. Профессиональная компетентность: сопровождение молодых специалистов в процессе её становления //Практика управления ДОУ. – 2011. - № 2. С. 35 – 40.
2.3 Щербаков А. «Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте»// Народное образование. № 6, 2009.- 133с.
2.4 Ступникова К. «Руководитель и его команда. Как построить с коллегами отношения, которыми вы сможете гордиться»// Профессия директор. 04.2014, с. 38-418.
2.5 Турлунова, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности / А. В. Турлунова // Методист. - 2012. - № 7. - С. 20-26