Байбикова Альфия Сабиржановна
Проект «Русские народные потешки» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Русские народные потешки»
Вид проекта : познавательный, игровой, краткосрочный.
Участники: воспитатель, дети.
Возраст детей :2-3года.
Место проведения проекта : группа детского сада.
Образовательные области: Физическое развитие, Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Проект „Русские народные потешки“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые — радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.
Цель:
Создать благоприятные условия развития познавательных и творческих способностей, для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихов).
Применить культурные практики для развития инициативности в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности. Создать условия для самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта :
Приобщать детей к истокам русской народной культуры через малые формы фольклора;
Обеспечивать положительный эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым, между детьми;
Учить детей с интересом слушать знакомые им фольклорные произведения, эмоционально реагировать, выполнять соответствующие текстам действия;
Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами. Формировать речевую активность детей раннего возраста посредством произведений фольклора (игровых песенок, потешек, сказок и т. д.);
Широко использовать произведения устного народного творчества в различных формах организации непосредственно образовательной деятельности (игры-забавы, пальчиковые игры, логоритмические игры, русские народные игры, театр, пляски и т. д.)
Актуальность проекта :
Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные традиции знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, должны познакомить детей с историй нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Знакомство с потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру. Потешки помогают ребёнку «открыть» себя, делают его как бы соучастником действия.
Фольклорные произведения, рассчитанные на обращение к ребёнку по имени, утверждают его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребёнок для взрослого - высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира.
- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
Предварительная работа:
Подборка книжек – игрушек с иллюстрациями к потешкам, иллюстрации картинок к потешкам, дидактические игрушки, словесные игры «Кто в домике живет». Подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все случаи жизни; подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста;
Познавательное развитие:
Рассматривание народных игрушек : матрешка, игрушки-забавы, волчок. Рассматривание иллюстраций к известным детям русским народным потешкам и песенкам.
Физическое развитие: Игры «У медведя во бору», «Лиска-лиса», «Кошки-мышки»,
Художественно – эстетическое развитие: Игры со свистульками, деревянными ложками, дудочками, погремушками. Русские народные песенки : «Ай-ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Бай,качи, качи, качи», «Как у наших у ворот», «Жили у бабуси», «Кошкин дом!»,»Петушок золотой гребешок!»
Речевое развитие: Чтение и проговаривание с детьми русских народных потешек и песенок. Обыгрывание потешек с помощью различных театров.
Социально-коммуникативное развитие: Обучение сопереживать с помощью русских народных потешек. Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к русскому народному фольклору.
Методы:
- конспекты игр- занятий:»Водичка-водичка….,»Пошел котик на торжок»,» Наша Маша маленька…»стихотворение С. Капутикян «Маша обедает»
Пальчиковые игры: «Сорока – ворона», «Идет коза рогатая», «Рано рано поутру», «Ладушки – ладушки», «Совушка – сова»
Подвижные игры: «Игры «У медведя во бору», «Лиска-лиса», «Кошки-мышки»,
Рассматривание иллюстрации знакомым детям русским народным потешкам.
- картотека игр- потешек
Обобщение результатов работы.
В работе над проектом использовались различные методы и приемы по знакомству и использованию русских народных потешек.
Организуя, игры и совместную деятельность мы ставили перед собой различные задачи. Все задачи были успешно решены.
Конспект НОД по Познавательному развитию
«Водичка водичка…»
Тема: Повторение потешки «Водичка, водичка…» Опыты с предметами (тонут, не тонут, плавают).
Цели : Закрепить понятие у детей «тонет – не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей.
Задачи:
1. Обучающие. Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, железа; Формировать интерес к прослушиванию знакомой потешки, помогать воспитателю читать её; вызвать удовольствие и радость от совместного чтения. 2. Развивающие : Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
3. Воспитывающие : воспитывать интерес к эксперементированию. Словарная работа: плавает, утонула, резиновый мячик, камень, пластмассовая машинка.
Материалы и оборудование: таз с водой, резиновый мячик, камень, пластмассовая машинка, кукла Катя.
Организационный момент.
Воспитатель:Доброе утро, ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя.
Давайте все вместе поздороваемся с ней.
— Здравствуй Катя!
— Катя поделилась со мной своими знаниями, которые она получила в своем кукольном детском саду. Она говорит, что знает, как поет водичка, а вы знаете?
2. Основная часть.
-Давайте послушаем (предлагает детям спеть песенку водички) «С-С-С-С-С» — полилась водичка.
— Кукла Катя послушала, как поет водичка, и попросила меня рассказать вам вот такую песенку: Водичка, водичка!
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Дети повторяют слова потешки, воспитатель умывает куклу.
— Ребята, Катя умылась, развеселилась, стала играть в мяч.
-Посмотрите, как играет Катя с мячом, как ей весело. (Мяч подпрыгивает и падает в таз с водой.)
— Ой! – испугалась Катя. – Утонет мяч.
Воспитатель читает стихотворение:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
— Катя, не переживай, твой мячик тоже не утонет. (Дети и воспитатель подходят к тазу с водой и смотрят).
-Ребята посмотрите, утонул мяч или плавает?
-Дети: плавает.
-А теперь возьмём камешек, и опускает её в таз с водой – он тонет. Мяч не «утонул» потому что он резиновый.
-Ребята, скажите мяч резиновый, он не тонет.
камешек, тяжелый – он утонул.
Воспитатель: (обращается к кукле) :
-Катя, ты поняла, почему твой мячик не утонул в тазу?
Кукла: — Да, он резиновый.
А теперь вмести, с куклой Катей поиграем, в игру «Мой весёлый звонкий мяч».
3. Заключительный
-Ребята, наше занятие подошло к концу. Кукле Кате пора возвращаться в «свой» детский сад. Она обязательно придет к нам в гости.
Конспект по развитию речи в первой младшей группе
«Пошел котик на торжок…»
Тема: Чтение потешки «Пошел котик на торжок…»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: ребенок вслушивается в рифмованную речь воспитателя, высказывается, знает народную потешку «Пошел котик на торжок…», радуется яркой игровой ситуации.
Задачи:
развивающие: развивать речь ребенка, навыки фразовой и связной речи;
обучающие: учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы; познакомить с народной потешкой «Пошел котик на торжок…»;
воспитательные: воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Материал и оборудование: игрушки кот, муляжи продуктов (помидор,сыр, колбаса, яйцо, апельсин) подарки детям.
Ход занятия
Звучит запись мяуканья кота.
- Ребята, чей голос вы слышите? (Ответы детей) Правильно. Это голос кота. Где котик? Вот котик (показ кота-игрушки) Его зовут Мурзик. Как зовут кота? (ответы детей)
Покажите, где у Мурзика ушки?хвостик?носик? Что котик больше всего любит пить? (молоко)
Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко».
- У Мурзика – корзинка, посмотрим, что в ней?
Игровое упражнение: «Назови предмет» (проговариваем с детьми все предметы, находящиеся в корзинке, обобщаем словом «Продукты»).
Далее проводится музыкальная физминутка: «Зверята»
Воспитатель убирает игрушки и обращается к котику. Малыши рассматривают котика, а педагогчитает потешку «Пошел котик на торжок…» и называет присутствующего на занятии ребенка.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Боренька (Ариночка, Сашенька, Димочка) «принимает» подарок, благодарит кота. Педагог читает потешку еще 3-4 раза, адресуя ее всем детям или кому-то персонально.
Беседа по содержанию потешки :
-Куда пошел котик?
-Что купил?
- «Булочку» где купил?
-С кем поделился?
В заключение занятия воспитатель предлагает малышам сказать котику что-нибудь хорошее, попрощаться.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.
Тема:» Наша Маша маленька…»стихотворение С. Капутикян «Маша обедает»
Цель: помочь детям понять содержание потешки, обратить внимания на слова маленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку не однократно, познакомить со стихотворением С. Капутикян, учить договаривать звукоподражательные слова и не большие фразы, встречающиеся в стихотворении.
Материал: Кукла маша
Методика проведения.
-Ребята «слышите» кто то к нам стучится в дверь, давай те посмотрим кто же в гости к нам пришел?
-Да это же наша кукла Маша (воспитатель показывает детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанном мехом)- Ребята а давайте посмотрим во что наша куколка одета (дети повторяют хором и индивидуально слова шубка аленькая, опушка бобровая).
-Ребята, давай те посмотрим на нашу Машу посмотрите, где у нее глазки, носик, щечки, и бровки (дети подтверждают что Маша чернобровая, воспитатель поясняет слово чернобровая).
-Давай те еще раз вместе с вами послушаем потешку, про нашу Машу, я буду читать а вы вместе со мной говорить слова (воспитатель два раза читает потешку) – Ребята посмотри те кА нашей Маше стало жарко, она хочет снять шубку, кто ей поможет? Ирочка хочет помочь, молодец Ирочка, а что же у Маши по шубкой? (вопросы к детям, что дето? какого цвета) –А шубку Маша даст поносить Настеньке, теперь давай те послушаем потешку, не про Машу а про Настю, а после Насти кто хочет примерить шубку (затем ребенок передает шубку следующей девочке по своему выбору). Такая игра доставляет малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.
Динамическая пауза:
Петушок стоит на ножки
И клюет в саду горошки (дети стоят на одной ноги и руками изображают как клюет петушок)
Ой устала ножка похожу немножко (ходьба на месте)
-Ребята наша Маша не только красивая и нарядная, она еще и очень добрая, сама села обедать и про свои игрушки не забыла, и собачку, и киску, и курочку накормила.
- давай те с вами послушаем стихотворение о том как наша Машенька обедает. Посадим ее за столик, а вместе с ней и ее друзей (дети перечисляют животных которые были в стихотворении) педагог повторяет последние 8 строк, дети договаривают слова.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед
Собачке- в миске
В блюдечке- киске
Курочке- несушке
Пшена в черепушке
А Машеньке в тарелке
В глубокой, а не мелкой
- Ребята давай те каждому поставим свою тарелочку, Собачке поставим миску, блюдечко киске, Платоша а курочке что поставим? Правильно черепушку! Ну а Машеньке тарелочку, всех друзей мы накормили, некого не обделили. Какие мы с вами молодцы, и Маша нам улыбается, и друзья Маши хотят остаться с нами в группе.