Мулдир Досбергенова
Консультация для воспитателей «Русские иллюстраторы»
▼ Скачать + Заказать документы
С ними легко и весело идти по книге!
Выбирая книги для детей, в первую очередь, мы обращаем внимание на качество книжной иллюстрации. Ведь, согласитесь, даже замечательное произведение легко можно испортить плохими и вульгарными рисунками. Иллюстрации в детских книгах очень важны, так как дети воспринимают книжные тексты как образы, которые позже будут храниться в памяти в течение многих лет.
Публикация «Консультация для воспитателей „Русские иллюстраторы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались.
Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям?
Владимир Сутеев (1903-1993)
Пожалуй, самый известный детский художник-иллюстратор, а также автор книг для дошколят. Все наше поколение выросло на его книжках. Его рисунки, на первый взгляд, неброские, но очень добрые. В них полностью отсутствует агрессия, как и в самих сказках Сутеева. Сутеев начинал как художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Позже иллюстрировал книги К. И. Чуковского «Айболит», «Котауси и Мауси», «Федорино горе», А. Л. Барто «Медвежонок невежа», С. В. Михалкова «Щенок», а также свои собственные сказки. Книги с иллюстрациями Сутеева самыми первыми появляются в детской библиотеке. Владимир Сутеев был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.
Юрий Васнецов (1900-1973)
Еще один классик советской книжной графики из собственной детской памяти. Юрий Васнецов иллюстрировал произведения русского фольклора, русские народные сказки, стишки, потешки.
Он иллюстрировал сказку к книге К. И. Чуковского «Краденое солнце». “Не могу и представить себе лучших иллюстраций к “Краденому солнцу”, чем те, которые сделали Вы…” – писал Чуковский Васнецову.
А так же он рисовал иллюстраций к книге С. Маршака «Кошкин дом». «Небывальщине» и книге «Пятьдесят поросят» которые собрал и оброботал К. И. Чуковский и многим русским народным сказкам.
Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. Так же он является родственником известнейшего русского живописца Виктора Васнецова, автора знаменитых «Богатырей», «Аленушки», «Ивана-Царевича на сером волке».
Книжные иллюстрации составляли лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фантастическим упором.
Виктор Александрович Чижиков (1935 г. р., Москва) - заслуженный художник России, автор и иллюстратор детских книг, Президент Совета по детской книге России, автор Мишки, талисмана Олимпийских игр в Москве. Иллюстратор журналов «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка».
Чижиков за свою творческую жизнь иллюстрировал и К. И. Чуковского, и С. Я. Маршака, и С. В. Михалкова, и «Винни-Пуха» Милна, и «Забытый день рождения» Д. Биссета, и сказки Э. Н. Успенского про кота Матроскина и повесть Николая Носова про Витю Малеева всего не перечислить.
Еще в школе Чижикову нравилось рисовать иллюстрации к сказкам, просто так, для себя. Краски и карандаши ему подписывали, потому что Виктор — врожденный дальтоник: он не различает оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Но это никогда не мешало ему создавать полные доброго юмора и душевной теплоты рисунки, узнаваемые миллионами читателей.
Сила этого художника в умении придумать комические характеры, найти оригинальную ритмику движений. Его звери всегда чуть-чуть очеловечены, у каждого свое выражение «лица», они непринужденно общаются между собой, на радость читателям-зрителям. Добрая веселость и есть главное качество таланта художника Чижикова. На рисунках В. А. Чижикова, полных солнечного света, юмора и радости, выросло не одно поколение читателей.
Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург) — русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг : Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.
Он был мастером карикатуры и шаржа, неистощимым на выдумки автором бесчисленных юмористических рисунков, смешных и ядовитых. Он работал карикатуристом в журнале «Новый Сатирикон», позже стал автором журнала «Кракодил». Полстолетия назад были напечатаны его первые карикатуры, а мы и сегодня, глядя на них, не в силах сдержать улыбки — так неотразимо заразителен лукавый юмор художника, и сегодня поневоле задумываемся над фактами и событиями, которые когда-то послужили поводом для создания этих рисунков.
Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся", автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.
После выхода на пенсию и почти до самой смерти Анатолий Савченко занимался иллюстрированием детских книг, в том числе «Мальчик-с-пальчик» и «Красная Шапочка» Шарля Перро, русские народные сказки — «Гуси-лебеди», «Репка» и другие.
Анатолий Савченко не имел никаких званий и наград. Единственный приз - "За выдающийся вклад в профессию" он получил в феврале 2008 г. на XIII Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист.
С самого детства его окружала живая природа — родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье — его отец был известным архитектором — мог вырасти только удивительный и талантливый человек. Каким и был Евгений Чарушин, один из лучших художников-анималистов и детских писателей. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим.
Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам.
Иллюстрировал книги авторов : К. И. Чуковского, Пришвина, В. Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.
На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Вспоминая детство он рассказывал Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости.
В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать.»
Мир животных посреди первозданной природы -- его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
Евгений Монин (1931-2002)
Нельзя не уделить внимание детскому художнику-иллюстратору, народному художнику России, члену-корреспонденту Российской академии художеств Евгению Григорьевичу Монину. Его рисунки красивы, насыщены красками, композиционно уравновешены, в них нет ничего лишнего, и кажется, что сделаны легко, без усилий.
Уже с детства он проявлял интерес к искусству. “Мама рассказывала, что все обои и стены были изрисованы, – делился Монин в одном из интервью. – Стены были белыми, я на них рисовал карандашом. Причем были изрисованы животными, которых я, отродясь, не видел – слонами, носорогами”. Таланту, ярко проявившемуся в ранние годы мастера, было суждено развиться и стать основным делом жизни Евгения Григорьевичу.
За долгие годы работы Монин отиллюстрировал более 200 детских книг, среди которых Сказки братьев Гримм, С. Я. Маршака, К. Чуковского, народные сказки — Италии, Англии, Франции, Армении.
Ювеналий Коровин (1914-1991)
Если вам ни о чем не говорит это имя, вспомните свои детские книжки про «Дядю Степу» и сборник Маяковского «Детям».
Оригинальная творческая манера художника узнаваема с первого взгляда. Его рисунки отличает нарочито грубоватая манера, прямые линии, незаконченность рисунка, экспрессия. Поэтому так удачно выглядят его иллюстрации к стихам Маяковского. Они как будто дополняют манеру автора.