Ольга Барбашина
Консультация для воспитателей «Катание на велосипеде»
▼ Скачать + Заказать документы
Катание на велосипеде способствует развитию ориентировки детей в пространстве, сохранению равновесия, развитию таких качеств, как выносливость, скорость, ловкость, смелость, уверенность в своих силах. Умение ездить на велосипеде представляет собой сложное двигательное действие. Основная трудность состоит в сохранении равновесия, так как опорная поверхность мала, а центр тяжести ребенка расположен высоко. Поэтому дошкольники вначале обучаются катанию на трехколесном велосипеде. Трехлетние дети без помощи взрослого с большим удовольствием свободно катаются на трехколесном велосипеде. Затем в возрасте 4-5 лет они без особого труда могут научиться кататься на двухколесном велосипеде.
Публикация «Консультация для воспитателей „Катание на велосипеде“» размещена в разделах
- Велосипед. Все о велосипедах для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К основным действиям катания на велосипеде относятся следующие умения: садиться на велосипед и сходить с него, педалировать, тормозить и останавливаться, сохранять при езде избранное направление, умение ездить держась за руль одной рукой и выполняя другой различные движения.
Вначале необходимо научить детей водить велосипед с правой стороны держа руль обеими руками так, чтобы при движении педали не касались ног.
Садятся на велосипед следующим образом: становятся сбоку от велосипеда с левой стороны, руками держаться за руль. Правую педаль ставят вверх и немного вперед. Затем ребенок переносит правую ногу через седло, опускает ее на педаль, переносит на правую ногу вес тела, отталкиваясь левой ногой от земли, мягко садится в седло, одновременно нажимая на правую педаль, начинает движение вперед. Можно сесть на велосипед и стоя с правой его стороны. Тогда левую педаль ставят вверх-вперед и переносят левую ногу через седло.
Педалирование. Педали необходимо вращать равномерно, нажимая постепенно, передней частью ступни и не отрывая ног от педалей. Руль держать свободно, не сжимая крепко, спина прямая, смотреть вперед.
Повороты. При обучении ребенка поворотам воспитатель вначале придерживает его за руль и седло. Чтобы повернуть велосипед влево, надо подъехать к правой стороне дорожки и медленно, плавно повернуть руль влево (таким же способом учить и повороту направо). Потом можно дать задание: объехать на велосипеде точно по кругу сначала влево, потом вправо. Постепенно радиус круга уменьшается, потом дается задание: объехать два круга («восьмерка») «змейкой».
Правила катания на велосипеде
1. Ездить по дорожке необходимо в одном направлении, держась с правой стороны.
2. Обгонять товарища надо осторожно. Объезжая его с левой стороны дорожки.
3. Общепринятое направление передвижения по кругу – по часовой стрелке.
4. Если на дорожке встретиться кто-нибудь из детей, надо спокойно его объехать.
5. Ездить надо осторожно, внимательно, чтобы никого не столкнуть.
Упражнения
Для младших дошкольников
Во второй младшей группе упражнения выполняются на трехколесном велосипеде, а в средней группе начиная со второй половины года – на двухколесном велосипеде.
1. Водить велосипед за руль, делать повороты.
2. Садиться и сходить с велосипеда.
3. Ездить по прямой с поддержкой, затем – без поддержки.
4. Делать повороты налево и направо, ездить в произвольном темпе.
5. Тормозить и останавливаться.
6. Ездить по кругу с поворотами налево и направо (радиус круга постепенно
уменьшается).
Для старших дошкольников
1. Делать повороты направо и налево в указанном месте.
2. Ездить по кругу (с маленьким радиусом) с поворотами налево и направо.
3. Ездить «змейкой».
4. Соблюдать при катании избранное направление: прямолинейное, с различными
поворотами.
5. Ездить держась за руль одной рукой, одновременно доставая подвешенный
предмет.
6. Проезжать по узкой дорожке (отмеченной на асфальте).
7. Ездить по дорожке с различным грунтом, по дороге с неровностями.
8. Свободно ориентироваться в пространстве, придерживаться правил уличного
движения.
9. Сохранять при катании заданную дистанцию в отношении едущего впереди и сбоку.
10. Уметь точно показывать сигналы велосипедиста.
Игры с велосипедом
Для младших дошкольников
По узкой дорожке. В игре участвуют две команды по 3-5 детей в каждой. Команды строятся у стартовой линии в колонны (каждая с велосипедом). Дорожка длиной 8-10 м и шириной 80-90 см ограждается с двух сторон кеглями. Дети один за другим должны проехать по ней не задев кегли. Побеждает команда, не сбившая или сбившая меньше кеглей.
Кто проедет быстрее. Между детьми проводится соревнование по скоростной езде. Дистанция в зависимости от возраста детей 20-50 м. Двое детей выстраиваются на линии старта и по сигналу воспитателя «Приготовиться!» ставят ноги на педали. После команды «Марш!» отправляются в путь до обозначенного места. Побеждает тот, кто прибудет к финишу первым.
Для старших дошкольников
Со стаканом воды. Правильность действий детей оценивает жюри. Слева от дороги ставят стол, а на него – стакан с водой. Проезжая мимо стола, надо взять стакан и переставить его на другой стол, поставленный на расстоянии 4-5 м от первого, стараясь не пролить воду.
Достань предмет. Мяч или игрушка подвешиваются на высоте поднятой руки ребенка, сидящего на велосипеде. По сигналу воспитателя ребенок едет по дорожке и, управляя велосипедом одной рукой, другой рукой старается достать предмет. Вначале он делает это левой, потом правой рукой.
Попади в круг. На асфальтированной дорожке кладется круг диаметром 30 - 40 см, и на расстоянии 2м от него отмечается линия (чтобы лучше было видно, можно поставить флажок). Ребенку дается теннисный мяч. По сигналу воспитателя он едет до линии и бросает мяч, стараясь попасть в круг. Для броска левой рукой расстояние уменьшается до 1,5 – 1 м. Выигрывает ребенок, большее число раз попавший в круг.