Светлана Семенова
Русская народная песня для детского восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песенка матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Народную песню сочиняет талантливый автор, и песня окрашивается определенными чертами его индивидуальности. Затем песня подхватывается народом, который вносит в нее свои дополнения и исправления. Признаки индивидуальности автора видоизменяются, растворяются в народном творчестве, и песня становится выражением чувств не одного человека, а чувств и дум народа. Пройдя через ряд поколений, народная музыка, песня освобождаются от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы, заложенные в песне, становятся предельно выразительными. Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми.
Публикация «Русская народная песня для детского восприятия» размещена в разделах
Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса; например, песня «Петушок» построена на четырех звуках, песня «Как у нашей Дуни» - на пяти звуках, песня «Поедем, сыночек, в деревню» -на шести звуках, а колыбельная «Котя, котенька-коток» - на семи звуках.
Русские народные песни певучие, ритм их несложен очень простой. Музыкальные фразы по большей части оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом. Запев поют одни дети, припев - другие. Таким образом при пении не утомляются слабые голосовые связки детей.
Гармонизация народных песен несложна. Народная мелодия сама по себе настолько красива, что не нуждается в особой гармонизации, и излишнее гармоническое звучание может только испортить ее.
Народные мелодии хорошо звучат и без инструментального сопровождения. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми. Дети легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто даже без поддержки музыкального инструмента.
Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу, быту. Чем больше и глубже ребенок будет чувствовать свое родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества.
Ведь мировое признание получили только те произведения искусства, которые были глубоко национальны, т. е. в которых с предельной полнотой были отражены чувства, мысли данного народа в определенную эпоху. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет классическую музыку М. Глинки, П. Чайковского.
Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни и возникающие в наше время, но и казачьи, матросские, солдатские, студенческие песни, песни рабочей окраины, революционного подполья и эпохи Гражданской войны. Разумеется, не все эти разновидности народной песни имеют одинаковое воспитательное значение. Протяжные лирические песни, недоступны для детей по содержанию и мелодии, мелодия их очень сложна. Колыбельные песни трудны по мелодии, они более доступны для слушания, чем для исполнения детьми. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни : хороводные, плясовые, игровые, шуточные. Специально детские песни, прибаутки, построенные на одном, двух звуках, не являются собственно песнями. Это скорее звуковые упражнения в ритме, дикции. Такие прибаутки, как «Андрей-воробей.», «Уж как шла лиса по тропке» и др., являются хорошим вокальным материалом в работе с детьми, имеющими очень небольшой диапазон голоса. Если в песне встречается много куплетов, то можно сократить число их, не нарушая основного смыслового содержания песни.
Народ любит в песне обращаться к природе. Он ищет в окружающем мире краски, образы для изображения внутренних переживаний человека, например «Как у солнышка лучи ясные, как у Лешеньки кудри русые» и т. д. В некоторых песнях встречается так называемый поэтический параллелизм, когда сопоставление поэтических образов с личными переживаниями людей принимает форму как бы двух рассказов: в одном из них действующими лицами являются животные, птицы, растения, а во втором раскрывается содержание первого рассказа. В некоторых припевах встречается игра слов без смысла: «Эй, чай, примечай, куда чайки летят». Такая игра слов нравится детям; они оживляют песню и помогают улучшению дикции у детей. Исполняя детям народные песни, нужно петь естественным звуком, обращая внимание на художественную передачу содержания. В детский сад необходимо вносить подлинную народную песню чаще исполняя ее без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движениями.