Мороко Елена Викторовна
Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
1. Определение игры.
СЛАЙД 1. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные пред-меты, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Публикация «Руководство сюжетно–ролевыми играми детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
СЛАЙД 2. Перечень игр в каждой возрастной группе :
Перечень игр во 2 младшей группе:
-"Семья","Дочки-матери".
-"Шофёры","Автобус".
-"Магазин".
-"Парикмахерская".
-"Больница","Доктор".
- "Детский сад".
СЛАЙД 3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность: имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации НА СЛАЙДЕ
- (А. В. Запорожец,
-А. Н. Леонтьев,
-Д. Б. Эльконин,
-Л. А. Венгер,
- А. П. Усова и др.).
Игра имеет огромное значение для развития личности. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
СЛАЙД 4
2. Краткая характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.
Одним из компонентов игры является:
- замысел игры,
-постановка игровых целей и задач. Дети в 3-4 года самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначать игровую задачу.
СЛАЙД 5
Содержание игр у детей данного возраста, следующее:
- сюжетно – отобразительная игра переходит в сюжетно – ролевую. В игре дети - отображают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.
Развивая сюжет игры, дети чаще всего - используют бытовые сюжеты, но они уже менее статичны. Чаще дети - используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.
СЛАЙД 6
Следующим этапом развития сюжетно-ролевой игры - выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли.
СЛАЙД 7.
Дети с интересом воспроизводят:
- ролевые действия, эмоционально передают
-ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными –
-ролевые реплики, постепенно развивается
- ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.
СЛАЙД 8.
Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр :
В жизни детей младшего дошкольного возраста большую роль играет подражание. Детям этого возраста свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. Поэтому воспитателю
- необходимо обогащать детей новыми знаниями и представлениями,
- вызвать у них интерес и желание подражать.
СЛАЙД 9
Совместная игра приносит детям радость, так как дает:
- возможность взаимодействия,
-активность речевого общения,
-проявления разнообразных эмоций. В таких играх создаются предпосылки для воспитания доброты, чуткости, отзывчивости, формируются навыки жизни в коллективе.
СЛАЙД 10.
Таким образом, в работе с детьми этого возраста перед воспитателем стоит задача – формировать простейшие навыки совместной игры, оказывая помощь в развитии содержания сюжетных игр, которые объединяют нескольких детей.
СЛАЙД 11
Так же, детям младшего возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательные игры с постройками. Здесь перед воспитателем стоит задача - формировать у детей необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию, помогать распределять работу, подобрать строительный материал и использовать свои постройки в сюжетных играх.
СЛАЙД 12
Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживает чувства своего героя. Поэтому надо поддерживать его интерес к роли, в ходе игры обучать необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. Воспитателю надо помнить, что отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания игрового образа в коллективной игре, приводит к ее угасанию, к отказу детей от игры.
СЛАЙД 13
Таким образом, на данном возрастном этапе (3-4 года, важное значение, имеет:
- непосредственное участие воспитателя. В играх
- педагог берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности. При этом,
- руководит игрой, не подавляя инициативу, самостоятельность детей.
СЛАЙД 14
Советы воспитателю по руководству играми детей.
Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.
Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт.
Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.
Давай не только знания, но и эмоции.
Советуй, но не дави инициативу детей.
Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.
Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.
Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.
СЛАЙД 15
Организация игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
1. Подготовка к проведению игры.
2. Проведение игры.
3. Анализ игры. (Богуславская З., Бондаренко А.).
СЛАЙД 16
В подготовку к проведению игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения,
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время).
СЛАЙД 17
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
СЛАЙД 18
Проведение игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с игровым материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры.
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие.
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
СЛАЙД 19
Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Слайд 20
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог
-четко,
-эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями,
-проверяет, как они поняты,
-играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он
- предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах
-следит за действиями,
-выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях.
Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя.
СЛАЙД 21
Сюжетно-ролевая игра "Больница" "У врача".
Цель: ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. Способствовать возникновению ролевого диалога. Формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему, вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.
Игровой материал: фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.
1 неделя: Экскурсия в кабинет медсестры. Рассмотреть мед. инструменты, различные предметы в кабинете, рассказать об их назначении.
Игры-занятия "Кукла заболела", "Лесная больница", "Выздоровление куклы".
2 неделя: чтение книг: "Мне грустно, я сижу больной" И. Токмаковой, В. Маяковского "Кем быть?" (отрывок, К. Чуковского "Айболит", Я. Райниса "Кукла заболела".
Внесение набора "Доктор Айболит". Знакомство с игровыми способами.
3 неделя: внесение куклы "Катя заболела". Нужно вызвать врача. Воспитатель в роли врача осматривает больную и комментирует свои действия "Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Надо осмотреть горло. Горло красное, конечно она простудилась. Врач, написав своё заключение, просит детей отнести куклу в "медицинский кабинет".
4 неделя: роли врача, медсестры по желанию выполняют дети. Закреплять умение проявлять инициативу и творчество в игре. Оказывать ребёнку помощь при затруднении реализации игрового замысла.