Олеся Загреба
Руководство режиссерскими играми дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство режиссерскими играми дошкольников.
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Уже на третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссерской игры-деятельности, в которой ребенок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета).
Публикация «Руководство режиссерскими играми дошкольников» размещена в разделах
Вначале эта работа проводится в рамках дидактических игр по сенсорному воспитанию. Например: «Цветные грибочки прячутся на поляне такого же цвета»
Развитие предпосылок режиссерской игры требует использования разных предметов: это катушки, кубики, бочонки, шнурки, ленты и т. д.
Затем для ребенка 3-ех лет становится возможным в режиссерской игре : разыгрывание при помощи игрушек сюжетов из 2-4-х действий; использование ролевой речи, имитаций; повторное разыгрывание одних и тех же сюжетов; использование в играх построек. Это требует использование мелких образных игрушек (куколок, матрешек, зверей), технических игрушек (для мальчиков, конструкторов, мебели и т. п.
Игровое взаимодействие воспитателя с ребенком включает: разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций, обыгрывание построек, использование предметов-заместителей в качестве персонажей игр.
В результате происходит сокращение и обобщение игровых действий, их замена жестом и словом.
В среднем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие режиссерских игр. Педагог развивает у детей способность самостоятельно разворачивать индивидуальные режиссерские игры : отображать в них опосредованный (сказки, мультфильмы и пр.) и непосредственный опыт; выступать в разных качествах: как «актер» ребенок использует в игре ролевую роль, как «декоратор» - создает предметную обстановку игры, как «сценарист» - придумывает сюжетную линию игры, как «режиссер» - последовательно осуществляет постановку мизансцен, комментирует их.
Особенностью педагогического сопровождения детей 4-5 лет в режиссерской игре является позиция воспитателя, которую условно можно назвать «зрительской». Взрослый не столько играет с ребенком, сколько является заинтересованным зрителем: задает уточняющие вопросы, подсказывает действия, помогает развить замысел, но при этом не участвует в игре непосредственно.
Педагог взаимодействует с детьми дифференцированно, в зависимости от уровня освоения режиссерской игры.
Организуются режиссерские игры на небольшом пространстве (на столе или коврике). В соответствии с содержанием сказок организуется предметная игровая среда, подбираются необходимые материалы, игрушки, предметы. Например, к сюжету сказки «Три медведя» устанавливается ширма, изображающие домик медведей, стол с тремя разными по размеру тарелками, ложками, три стульчика и три кроватки разной величины; подбираются игрушки – медвежья семья, кукла Машенька и т. д. Важно, чтобы в уголке находились и условные предметы (предметы-заместители) : кубики, брусочки, палочки и т. п., с помощью которых можно было бы ввести в игру необходимые элементы.
Педагогическое сопровождение режиссерских игр осуществляется поэтапно.
Первый этап. На этом этапе ведущим является развитие у детей умения представить предлагаемую педагогом готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю (взрослому).
Второй этап. На данном этапе у детей развивается умение представить завязку предлагаемой взрослым ситуации и продемонстрировать ее зрителю, используя в равной степени условный материал и игрушки. Начинается постепенное включение детей в сотрудничество со сверстниками в режиссерской игре.
Третий этап. Целью этого этапа работы является развитие у детей самостоятельно организовывать режиссерскую игру. Данный этап предполагает предъявление детям творческих заданий разной сложности.
Непременным условием для проявления творческого начала у детей 4-5 лет в играх являются : динамичная предметная игровая среда, гибкая позиция воспитателя в игровом взаимодействии с детьми и степень развития игровой деятельности в группе. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и материалов, использование возможностей среды воспитателем тесно связаны с качеством организуемых дошкольниками игр.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинается интенсивное развитие совместной режиссерской игры. Ее специфика заключается в том, что дети организуют деятельность как бы «извне», строят и развивают сюжет, управляя игрушками и озвучивая их, договариваются об общем замысле игры. Режиссерская игра способствует сюжетносложения как новью способа построения сюжетной игры.
В старшем возрасте организуются режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультфильмов. Продолжительностью организации игры по одной сказке 2-3 месяца. Следует помнить, что совместная с воспитанием деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами! Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек, реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.
Для развития способности к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе близка к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.
Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, его содержание связано со сказочным материалом, а структура способствует присвоению детьми более сложного способа структурирования игрового сюжета - сюжетосложения.
В старшем возрасте следует строить работу поэтапно
1-й этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия – сказки.
2-й этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок.
3-й этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказок.
В результате режиссерских игр по сюжетам сказок у детей появляется умения создавать замысел игры, организовывать игру, действуя совместно. Они договариваются, объясняя друг другу свои замыслы, придумывают и развивают сюжет по ходу игры.
У некоторых детей 5-7 лет развитие игровых умений идет более медленно. Их участие в игре поддерживается обращением к ним сверстников и воспитателя.
Таким образом, умелая организация режиссерских игр, создание необходимых условий для развития этих игр, способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребенка.
Заключение.
Несмотря на огромный интерес ученых к творческим видам игр, режиссерская игра дошкольника изучена менее других. Как нам кажется, это объясняется, прежде всего, пристрастием дошкольной педагогики нашей страны в советский период к коллективным видам деятельности, а режиссерская игра - игра индивидуальная.
Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию. Тем более, что большая часть современных семей имеет одного - двух детей. А это значит, что многие дошкольники просто не имеют возможности реализовать свою потребность в игре в условиях семьи в другом виде творческой игры.
Однако, как отмечалось выше, исследования по проблеме режиссерской игры малочисленны, методической литературы по использованию этого вида игр в воспитании детей ничтожно мало и, следовательно, знания родителей, их педагогическая просвещенность по использованию режиссерской игры в семейном воспитании очень низки.
Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.
Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу.
Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.
Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на сцене.
Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру дикторским текстом. Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много - не более двух - трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается довольно редко, то у них можно наблюдать такую игру.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.