Вера Горбанева
Программа кружка по художественной деятельности в нетрадиционных техниках «Мастерская гнома». Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Мастерская гнома
Пояснительная записка
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.
Публикация «Программа кружка по художественной деятельности в нетрадиционных техниках „Мастерская гнома“, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, ручному труду способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
Педагогическая целесообразность
Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов : рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, лепка из разноцветного теста. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей передать красоту предметов окружающего мира.
Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке, аппликации.
Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Для эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия:
•Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельностью.
•Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строится на основе интеграции видов искусства и использование разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
•В детском саду необходимо создавать эстетическую среду. Широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
•Включать в педагогический процесс разнообразные игры приемы и ситуации.
Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей. А для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного его развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.
Цель программы : воспитывать по средствам художественно творческой деятельности гармоничное, разностороннее образование детей, ориентируя их на творческое развитие с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи программы :
•Развивать у детей желание участвовать в изобразительных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить, клеить совместно со взрослым и самостоятельно.
•Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
•Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста, развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.
Для реализации задач используются следующие методы и приемы: Использование приемов сотворчества, (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы).
Применение нетрадиционных техник и материалов; рисование пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, лепка из разноцветного теста с последующим раскрашиванием.
Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики.
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей.
Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что преимущественно используются «нетрадиционные техники» рисования. В силу возрастных особенностей детей несформированность мелкой моторики руки графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и была составлена данная программа с учетом возрастных особенностей детей.
Данная программа включает системное планирование из 58 занятий по рисованию, лепке, аппликации для реализации задач художественно-творческого развития детей 3-4лет. Все занятия взаимосвязаны, содержательны, на близкой и любимой детьми тематике. Рисование «вооружает» графическими и живописными техниками для передачи своих впечатлений об окружающем мире. Лепка позволяет моделировать объемные предметы («как настоящие»).
Аппликация через силуэты позволят увидеть обобщенную форму предметов в их разнообразии.
Метод сотворчества способствует организации обучения в игровой форме и получению эффективного радующего результата.
Ручной труд (художественная деятельность «нетрадиционные техники») развивает умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Формирует интерес к работе, готовность взяться за нее.
На занятиях с помощью применения нетрадиционных техник и материалов : рисование способом тычка, штампами, ватными палочками, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, лепка из цветного теста с последующим раскрашиванием. Дети на опыте осваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал превращается в различные поделки.
Работая с различным материалом, воспитатель знакомит с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью и т. д. Ребенок творит, фантазирует, создает образы, используя в своих работах соленое тесто, пластилин цветную бумагу. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
План чаще всего предлагается педагогом, так как основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Количество занятий рассчитано на учебный год по два раза в неделю. По времени занятия длится не более 45 минут (подготовка к занятию, теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, физкультурные минутки или пальчиковые игры, анализ результатов, уборка рабочего места). Занятие проводится во второй половине дня понедельник, четверг.
Перспективное планирование занятий основано на методических рекомендациях Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. Авторская программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». (Младшая группа).
На занятиях у детей развиваются и совершенствуются навыки и умения создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции с помощью применения нетрадиционных техник и материалов.
Примечание. Перспективное планирование для детей 3-4 лет предполагает более высокое качество создаваемых образов и предусматривает большую степень самостоятельности и активности малышей во всех видах изобразительной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы
Дошкольник будет знать
•«нетрадиционные техники» рисования, лепки, аппликации (согласно разделу программы, способы создания изображения.
•Явления и объекты природы, произведения искусства.
•Основные цвета и некоторые оттенки, 3-4 формы, проявления величины, пространственные отношения.
•О некоторых предметах народных промыслов (игрушки, украшенные предметы, их назначение, материалы из которых изготовлены некоторые предметы.
•Некоторые элементы росписи; различают скульптурные образы, живописные и графические изображения (иллюстрации, узнают изображенные в них предметы и явления.
Дошкольник будет уметь
•Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы.
•Создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов пятен, простых форм.
•Использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы, способы создания изображения. Передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями.
Дошкольник может решать следующие жизненно – практические задачи.
•Применять сенсорный опыт в практической жизни (определять состояние погоды, времена года, знать цвета светофора и применять в ПДД и т. д
•Знание пространственные отношения помогают ориентироваться на местности.
•Уметь видеть, в мало оформленном материале образы предметов.
В течение года проводятся тематические выставки, посвященные временам года, народному промыслу, портретной живописи.