Антонова Лусик Давитовна
Консультация для педагогов «Адвент-календарь или календарь-ожидания»
Рубрика «Для воспитателей»
«Адвент-календарь или календарь-ожидания.
Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»
Ожидание праздника можно сделать для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается совсем немного времени, то у ребят все чаще и чаще возникает вопрос: «А сколько еще дней осталось?». Для детей время – очень сложное понятие. Чтобы помочь детям научиться ориентироваться во времени решили создать вот такой «календарь ожидания» или адвент-календарь.
Публикация «Консультация для педагогов „Адвент-календарь или календарь-ожидания“» размещена в разделах
- Адвент календарь. Календари ожидания своими руками
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Адвент-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка.
Каждый день содержит определенное задание для детей, которое соответствует программным задачам, возрастным особенностям и целям, которые ставит перед собой педагог. Это может быть изготовление поделки, экспериментирование, спортивные задания, разучивание стихотворения и т. д. Заключением календаря является праздник или итоговое мероприятие.
Такой календарь можно сделать на любую тему и решать с его помощью множество педагогических задач :
расширять временные представления у детей (названия и последовательность дней недели, месяцев,
развивать познавательный интерес
творческие способности,
воспитывать умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими членами группы и слышать мнение другого человека.
Создание и наполнение такого календаря – это творческий процесс и здесь нет строгих правил. Его можно оформить в виде панно, объемной фигуры, в виде лэпбука, конвертов и т. д.
Адвент– календарь можно использовать в любой возрастной группе. Но есть методические рекомендации: в средней группе срок реализации 5-10 дней, в старшей 2-3 недели. Чем старше дети, тем больше может быть срок ожидания.
Адвент-календарь для педагога своеобразный план его деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а так же видеть путь достижения поставленной цели. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы.
Такой календарь может стать вариантом оформления проектной деятельности педагога, формой взаимодействия с родителями.
Я в своей работе придерживалась определенных принципов:
Наглядность, стиль оформления соответствует тематике.
Календарь располагается в группе на виду, на высоте удобной для детей, чтобы каждый мог подойти и посчитать сколько дней осталось до праздника, вспомнить названия дней недели.
Самое интересное для детей в этом календаре – это сюрприз. Дети очень любознательны и наличие кармашков, бутылочек с заданием создает интерес и предвкушение тайны. Поэтому есть правило: «один день – одно задание», дети любят нарушать правила, поэтому задания добавляются ежедневно.
Задания должны быть интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности и спортивными, и творческими, и познавательными и т. д.
Методы работы:
Знакомство с календарем ожиданий.
Обсуждение правил, решение о дежурстве.
На «утреннем круге» дежурный по календарю называет время года, месяц, число и день недели, открывает конверт, достает задание и показывает всем детям. Все рассматривают и обсуждают что изображено, что нужно сделать, как и когда. Каждый день, узнавая новое задание, дети называли месяц, числа и день недели. Называли знакомые цифры (числа, запоминали незнакомые и считали, сколько дней осталось до Нового года. Производя все эти действия, дети постепенно понимали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Для систематизации знаний о днях недели проводились дидактические игры: «Найди и назови соседей», «Какой день недели исчез?», «Продолжи называть», «Вчера, сегодня, завтра», «Что сначала, что потом». По окончанию деятельности с «адвент - календарём» дети свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.
В своей практике я использую этот метод недавно, но могу сказать, что это стало эффективным средством стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности.
Каждое задание имело свою тему, связанную с непосредственной образовательной деятельностью детей и подготовкой к празднику. Дети получали ответы на свои вопросы, или выполняли задания сказочных героев, участвовали в подготовке и проведении мероприятий. В течение месяца разучили песни, стихотворения, пословицы и поговорки, загадки, пальчиковые гимнастики о зиме, ёлочке, празднике. Разучивали танцы, хороводы к утреннику.