Сизова Елена Васильевна
РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность - это способность понимать тексты, размышлять над содержанием, последовательно его пересказывать и отвечать на вопросы по тексту. А так же это логическое построение ребенком речевого взаимодействия с взрослыми, сверстниками.
Читательская грамотность входит в понятие «функциональная грамотность» как один из ее компонентов. Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
В целом читательская грамотность дошкольника проявляется в способности:
• понимать, что книга и текст – источники интересной и увлекательной информации;
• понимать, что существуют культурные правила обращения с книгой;
• прилагать усилия для овладения грамотой;
• проявлять интерес к созданию собственных текстов;
• использовать книгу в качестве источника информации;
• анализировать и оценивать информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями;
• использовать текст как средство коммуникации с другими людьми – например, через письма или надписи.
Читать с детьми нужно не только художественную, но и познавательную литературу!
Важна культура организации пространства и ситуации чтения: удобное расположение читающего и слушателей, качественное освещение, отсутствие спешки и отвлекающих внешних раздражителей. Так ребенок впитывает культуру чтения как сосредоточенной деятельности ума. Уже на этой фазе необходимо знакомить детей с библиотекой и расширять их кругозор относительно того, какие бывают книги.
Как создать РППС
Наполнение РППС и выбор форм работы зависит от этапа формирования читательской грамотности, на котором на данный момент находятся воспитанники.
Дотекстовый этап: наполнение РППС должно быть книгами познавательного содержания без текста: животные, машины, профессии, цвета, форма, числа, иллюстрированные потешки и народные сказки о животных. Дети рассматривают иллюстрации, называют изображения и обсуждают их со взрослым в свободной форме.
Текстовый этап: активное слушание. На этом этапе РППС пополняется книгами с волшебными сказками, детскими энциклопедиями и др. Взрослый читает текст, а дети одновременно с этим рассматривают иллюстрации.
Текстовый этап: самостоятельное чтение. На этом этапе добавляются плакаты с алфавитом, магнитная азбука, игры с буквами; развивающие тетради, программы, видео по знакомству с буквами; книги для первого самостоятельного чтения; особые книги – энциклопедии, словари, справочники, кулинарные книги, красная книга, книга почетных граждан, учебники и д. р. Педагоги проводят занятия по знакомству с буквами и чтению, рисование подписей, отдельные слова, чтение специальных книг, создание собственных книг. Например: совместная работа ребенка с родителями по созданию книжки-малышки для дочки и сынишки.
Также можно наполнить РППС следующим материалом, чтобы он помогал формировать читательскую грамотность.
Содержание РППС по формированию у детей читательской грамотности
• Сборники текстов народных произведений для маленьких;
• иллюстрированные песенки, потешки, народные сказки о животных;
• дидактические тематические книжки;
• былины;
• юмористические истории;
• рассказы в картинках;
• литература о животных;
• познавательная литература;
• энциклопедии для детей по возрастам;
• детские журналы, периодическая печать для детей;
• самодельные книги, выполненные в рамках семейных проектов;
• аудиозаписи литературных произведений;
• мультфильмы – экранизации литературных произведений;
• мультфильмы и мультсериалы художественной и познавательной направленности;
• театры: настольные плоскостные, пальчиковые, кукольные Би-Ба-Бо.
Как выбрать интересные формы работы с детьми
Чтобы формировать основы читательской грамотности у дошкольников, воспитатели должны использовать различные формы, например такие как: чтение с детьми, кинозал и аудио вечера, кукольные спектакли, тематические выставки, литературные вечера, бук кроссинг, посещение библиотеки или приезд библиотекаря в детский сад и другое. Также в эту работу нужно вовлекать других специалистов детского сада и родителей.
Задача педагога – создавать уютную атмосферу для чтения с детьми. А также постоянно обновлять и сменять книжный уголок и литературу для самостоятельного рассматривания детьми. Педагог должен поддерживать интерес детей к буквам и желание научиться самостоятельно читать.
Также педагог должен учесть место самостоятельной творческой деятельности детей в восприятии художественной литературы. После прочтения произведение и его герои начинают жить дальше в воображении детей. Не нужно спешить переходить к следующему произведению.
Обязательный минимум литературы для всех возрастов.
Независимо от подхода, которым руководствуется педагог, он должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, когда подбирает художественную литературу. Также есть необходимый минимум обязательных произведений, с которым должны познакомиться все дети дошкольного возраста.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мире большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ни чего не значащим эпизодом его жизни.