Получи документы

РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника (2 фото)

Сизова Елена Васильевна
РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность - это способность понимать тексты, размышлять над содержанием, последовательно его пересказывать и отвечать на вопросы по тексту. А так же это логическое построение ребенком речевого взаимодействия с взрослыми, сверстниками.

Публикация «РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника» размещена в разделах

РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника

Читательская грамотность входит в понятие «функциональная грамотность» как один из ее компонентов. Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

В целом читательская грамотность дошкольника проявляется в способности:

• понимать, что книга и текст – источники интересной и увлекательной информации;

• понимать, что существуют культурные правила обращения с книгой;

• прилагать усилия для овладения грамотой;

• проявлять интерес к созданию собственных текстов;

• использовать книгу в качестве источника информации;

• анализировать и оценивать информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями;

• использовать текст как средство коммуникации с другими людьми – например, через письма или надписи.

Читать с детьми нужно не только художественную, но и познавательную литературу!

Важна культура организации пространства и ситуации чтения: удобное расположение читающего и слушателей, качественное освещение, отсутствие спешки и отвлекающих внешних раздражителей. Так ребенок впитывает культуру чтения как сосредоточенной деятельности ума. Уже на этой фазе необходимо знакомить детей с библиотекой и расширять их кругозор относительно того, какие бывают книги.

Как создать РППС

Наполнение РППС и выбор форм работы зависит от этапа формирования читательской грамотности, на котором на данный момент находятся воспитанники.

Дотекстовый этап: наполнение РППС должно быть книгами познавательного содержания без текста: животные, машины, профессии, цвета, форма, числа, иллюстрированные потешки и народные сказки о животных. Дети рассматривают иллюстрации, называют изображения и обсуждают их со взрослым в свободной форме.

Текстовый этап: активное слушание. На этом этапе РППС пополняется книгами с волшебными сказками, детскими энциклопедиями и др. Взрослый читает текст, а дети одновременно с этим рассматривают иллюстрации.

Текстовый этап: самостоятельное чтение. На этом этапе добавляются плакаты с алфавитом, магнитная азбука, игры с буквами; развивающие тетради, программы, видео по знакомству с буквами; книги для первого самостоятельного чтения; особые книги – энциклопедии, словари, справочники, кулинарные книги, красная книга, книга почетных граждан, учебники и д. р. Педагоги проводят занятия по знакомству с буквами и чтению, рисование подписей, отдельные слова, чтение специальных книг, создание собственных книг. Например: совместная работа ребенка с родителями по созданию книжки-малышки для дочки и сынишки.

Также можно наполнить РППС следующим материалом, чтобы он помогал формировать читательскую грамотность.

Содержание РППС по формированию у детей читательской грамотности

• Сборники текстов народных произведений для маленьких;

• иллюстрированные песенки, потешки, народные сказки о животных;

• дидактические тематические книжки;

• былины;

• юмористические истории;

• рассказы в картинках;

• литература о животных;

• познавательная литература;

• энциклопедии для детей по возрастам;

• детские журналы, периодическая печать для детей;

• самодельные книги, выполненные в рамках семейных проектов;

• аудиозаписи литературных произведений;

• мультфильмы – экранизации литературных произведений;

• мультфильмы и мультсериалы художественной и познавательной направленности;

• театры: настольные плоскостные, пальчиковые, кукольные Би-Ба-Бо.

Как выбрать интересные формы работы с детьми

Чтобы формировать основы читательской грамотности у дошкольников, воспитатели должны использовать различные формы, например такие как: чтение с детьми, кинозал и аудио вечера, кукольные спектакли, тематические выставки, литературные вечера, бук кроссинг, посещение библиотеки или приезд библиотекаря в детский сад и другое. Также в эту работу нужно вовлекать других специалистов детского сада и родителей.

Задача педагога – создавать уютную атмосферу для чтения с детьми. А также постоянно обновлять и сменять книжный уголок и литературу для самостоятельного рассматривания детьми. Педагог должен поддерживать интерес детей к буквам и желание научиться самостоятельно читать.

Также педагог должен учесть место самостоятельной творческой деятельности детей в восприятии художественной литературы. После прочтения произведение и его герои начинают жить дальше в воображении детей. Не нужно спешить переходить к следующему произведению.

Обязательный минимум литературы для всех возрастов.

Независимо от подхода, которым руководствуется педагог, он должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, когда подбирает художественную литературу. Также есть необходимый минимум обязательных произведений, с которым должны познакомиться все дети дошкольного возраста.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мире большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ни чего не значащим эпизодом его жизни.

Фото №1 В последнее время в результате огромного количества перемен в жизни общества проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой
Публикации по теме:

«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников «Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников. Автор: Толстихина Ю. Г. Читательская грамотность – это.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Игровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДООИгровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДОО Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения.

Конспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группыКонспект открытого занятия по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе» для детей средней группы Конспект открытого занятия для детей средней группы по формированию читательской грамотности на примере сказки «Федорино горе». Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника
Опубликовано: 19 января 2025 в 07:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Сизова Елена Васильевна (УИ 2893758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД