МААМ-картинки

РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника (2 фото)

Сизова Елена Васильевна
РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность - это способность понимать тексты, размышлять над содержанием, последовательно его пересказывать и отвечать на вопросы по тексту. А так же это логическое построение ребенком речевого взаимодействия с взрослыми, сверстниками.

РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника

Читательская грамотность входит в понятие «функциональная грамотность» как один из ее компонентов. Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

В целом читательская грамотность дошкольника проявляется в способности:

• понимать, что книга и текст – источники интересной и увлекательной информации;

• понимать, что существуют культурные правила обращения с книгой;

• прилагать усилия для овладения грамотой;

• проявлять интерес к созданию собственных текстов;

• использовать книгу в качестве источника информации;

• анализировать и оценивать информацию, соотносить ее с уже имеющимися знаниями;

• использовать текст как средство коммуникации с другими людьми – например, через письма или надписи.

Читать с детьми нужно не только художественную, но и познавательную литературу!

Важна культура организации пространства и ситуации чтения: удобное расположение читающего и слушателей, качественное освещение, отсутствие спешки и отвлекающих внешних раздражителей. Так ребенок впитывает культуру чтения как сосредоточенной деятельности ума. Уже на этой фазе необходимо знакомить детей с библиотекой и расширять их кругозор относительно того, какие бывают книги.

Как создать РППС

Наполнение РППС и выбор форм работы зависит от этапа формирования читательской грамотности, на котором на данный момент находятся воспитанники.

Дотекстовый этап: наполнение РППС должно быть книгами познавательного содержания без текста: животные, машины, профессии, цвета, форма, числа, иллюстрированные потешки и народные сказки о животных. Дети рассматривают иллюстрации, называют изображения и обсуждают их со взрослым в свободной форме.

Текстовый этап: активное слушание. На этом этапе РППС пополняется книгами с волшебными сказками, детскими энциклопедиями и др. Взрослый читает текст, а дети одновременно с этим рассматривают иллюстрации.

Текстовый этап: самостоятельное чтение. На этом этапе добавляются плакаты с алфавитом, магнитная азбука, игры с буквами; развивающие тетради, программы, видео по знакомству с буквами; книги для первого самостоятельного чтения; особые книги – энциклопедии, словари, справочники, кулинарные книги, красная книга, книга почетных граждан, учебники и д. р. Педагоги проводят занятия по знакомству с буквами и чтению, рисование подписей, отдельные слова, чтение специальных книг, создание собственных книг. Например: совместная работа ребенка с родителями по созданию книжки-малышки для дочки и сынишки.

Также можно наполнить РППС следующим материалом, чтобы он помогал формировать читательскую грамотность.

Содержание РППС по формированию у детей читательской грамотности

• Сборники текстов народных произведений для маленьких;

• иллюстрированные песенки, потешки, народные сказки о животных;

• дидактические тематические книжки;

• былины;

• юмористические истории;

• рассказы в картинках;

• литература о животных;

• познавательная литература;

• энциклопедии для детей по возрастам;

• детские журналы, периодическая печать для детей;

• самодельные книги, выполненные в рамках семейных проектов;

• аудиозаписи литературных произведений;

• мультфильмы – экранизации литературных произведений;

• мультфильмы и мультсериалы художественной и познавательной направленности;

• театры: настольные плоскостные, пальчиковые, кукольные Би-Ба-Бо.

Как выбрать интересные формы работы с детьми

Чтобы формировать основы читательской грамотности у дошкольников, воспитатели должны использовать различные формы, например такие как: чтение с детьми, кинозал и аудио вечера, кукольные спектакли, тематические выставки, литературные вечера, бук кроссинг, посещение библиотеки или приезд библиотекаря в детский сад и другое. Также в эту работу нужно вовлекать других специалистов детского сада и родителей.

Задача педагога – создавать уютную атмосферу для чтения с детьми. А также постоянно обновлять и сменять книжный уголок и литературу для самостоятельного рассматривания детьми. Педагог должен поддерживать интерес детей к буквам и желание научиться самостоятельно читать.

Также педагог должен учесть место самостоятельной творческой деятельности детей в восприятии художественной литературы. После прочтения произведение и его герои начинают жить дальше в воображении детей. Не нужно спешить переходить к следующему произведению.

Обязательный минимум литературы для всех возрастов.

Независимо от подхода, которым руководствуется педагог, он должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, когда подбирает художественную литературу. Также есть необходимый минимум обязательных произведений, с которым должны познакомиться все дети дошкольного возраста.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мире большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ни чего не значащим эпизодом его жизни.

Фото №1 В последнее время в результате огромного количества перемен в жизни общества проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой
Публикации по теме:

«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников«Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников «Говорящая стена» как средство формирования читательской грамотности у дошкольников. Автор: Толстихина Ю. Г. Читательская грамотность – это.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника
Опубликовано: 19 января 2025 в 07:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «РППС как средство формирования читательской грамотности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Сизова Елена Васильевна (УИ 2893758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД