Тамара Кожемякина
Сценарий развлечения «Рождественские святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг на тему : «Рождественские святки».
для старшей и подготовительной группы.
Цели и задачи:
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Публикация «Сценарий развлечения „Рождественские святки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Рождество Христово. 7 января
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
Материал: русские народные костюмы, костюм козы, музыкальные инструменты: трещётки, деревянные ложки, бубны, бубенцы, мешок для колядования, искусственные «снежки», два подноса, пряники-козули, рождественская звезда из картона, деревянный домик, две свечи,две пары валенок, расписной сундучок, игрушки домашних животных : корова, овца, свинья, лошадь, коза,собака, две корзины для «снежков».
Музыкальное сопровождение: русские народные песни «Ах,вы, сени, мои сени!», «Как у наших у ворот», «Коробейники», песня «Воздушная кукуруза» ,песня «Белоснежная зима», песня группы «Иванушки» «Зима-холода».
Под русскую народную песню «Коробейники» выходят воспитатели.
Ведущий:
-Наступила Рождество
Долго ждали мы его,
Святки празднует народ,
Веселится и поёт.
Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье.
-7 января – светлый праздник Рождества. С 7 по 19 января праздновали Святки. 12 дней по количеству месяцев в году молодёжь колядовала. Колядки-это песни, в которых славят Христа, желают добра и здоровья хозяевам. Девчата и ребята наряжались в костюмы животных: козла, лисицы, петуха, медведя.
Воспитатель:
День сегодня не простой-
Праздник к нам пришёл святой!
Наступило Рождество,
Начинаем торжество!
Воспитатель:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла!
Будем мы шутить, смеяться,
Будем прыгать, забавляться!
Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот». Ряженые с музыкальными инструментами : деревянными ложками, бубенцами входят в зал и проходят к домику.
Ведущий: - Посмотрите, дом стоит,
Из окна кто-то глядит.
Колядовщики (дети подготовительной группы) :
Здравствуйте, хозяюшка!
Выходит хозяйка.
Хозяйка:
-Здравствуйте, гости дорогие!
Колядовщики:
-Открывайте ворота,
К вам пришла коляда!
- Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы,
Живите без бед много-много лет!
-Дай Бог тому,
Кто в этом дому,
В доме –добра,
В поле –зерна!
-Дайте нам кило конфет,
Целый год вам жить без бед!
-Кто детишек угощает,
Тому Бог помогает!
-Коляда,Коляда!
Жили- были три кота,
Три кота и котик,
Дайте срочно тортик!
Пусть Вам хорошо живётся
да всё удаётся!
-Славим, славим, восславляем.
С Рождеством всех поздравляем!
Хозяйка:
-Это, что за народ
Ведущий :
-Это мы бояре!
Ведущий и хозяйка проводят игру «Бояре» с подготовительной группой.
Дети делятся на две команды. Они ходят по очереди навстречу друг к другу со словами.
-Бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, а мы к вам пришли.
-Бояре, а зачем пришли.
Молодые, а зачем пришли?
-Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?
-Бояре, нам вот эта мила.
Молодые нам вот эта мила.
Ведущий :
-Становись-ка в круг, народ,
Поведём-ка хоровод.
Ведущий проводит игру «Золотые ворота» с ребятами подготовительной группы.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается,
Второй раз – разрешается,
Ну, а в третий раз не пропустим вас!
Два человека делают ворота, а остальные, образуя цепочку проходят через них. На последних словах ворота закрываются Ребёнок. попавший в них, становится в круг.)
Ведущий: «Есть любимая игра, называется «Свеча»».
Ведущий проводит игру «Свеча» с детьми подготовительной группы.
-Свечка,свечечка, свеча,
До чего ж ты горяча!
(Мальчики и девочки образовывают два круга. Они говорят слова и передают свечи. У кого остались свечи, выходят на середину и пляшут. Игра повторяется несколько раз.)
Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» . В зал входят девочки старшей группы с шумовыми инструментами :бубнами, трещётками. Они исполняют колядки.
1-я подружка:
Ой, ребятки, нынче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Там блины, козули
И кисель в кастрюле!
2-я подружка:
Ой, колядка, коляда.
Золотая голова!
Приходила коляда,
Всем добра нам принесла.
3-я подружка:
Мы пришли вас прославлять
Да хозяев величать.
Ой, колядка,коляда,
Всем здоровья принесла.
4-я подружка:
Ой колядка, коляда,
Золотая борода!
Позолоченный усок,
По рублю волосок!
5-я подружка:
Подай, тётушка,
Подай, матушка!
На тарелочке
Да на блюдечке!
6-я подружка:
Не отдашь пирожок-
Мы корову за рожок,
Свинку за щетинку,
Быка за хребтинку!
7-я подружка:
Долго песни мы тут пели,
А теперь прощаемся,
Если мы вам надоели,
Молчать обещаемся!
Под песню «Ах, вы сени, мои сени» подружки выходят из зала.
Хозяйка:
-А умеете ли вы, девчата и ребята, загадки отгадывать? Есть у меня чудесный сундучок. Вам загадки загадаю, а отгадки в нём найдём.
1. Голодна-мычит,
Сыта- ждёт,
Малым ребятам
Молоко даёт. (корова)
2. Кто ни в жару,
Ни в стужу
Не снимает шубу? (овца, баран)
3. Спереди пяточок,
Сзади –крючок,
По середине –спинка,
На спинке- щетинка. (свинья)
4. На дворе построен дом.
На цепи хозяин внём. (собака)
5. Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая голова. (конь)
6. Идёт, идёт,
Бородой трясёт,
Травки просит:«Ме-ме-ме,
Дай-ка, вкусной мне.» (коза)
Хозяйка достаёт отгадки- игрушки из сундучка
Колядовщики:
-Где коза проходит, там пшеница родит.
-Где коза махнёт хвостом,
Там там и хлеб кустом.
-А где стукнет рогом,
Там хлеб взметнётся стогом.
Дети хлопают в ладоши и читают поговорку:
-Идёт коза рогатая, Идёт коза богатая!
Входит Коза в валенках и с мешком, кланяется, затем пляшет под песню «Воздушная кукуруза» .
Коза предлагает поиграть в игру «Пошла коза по лесу».
Дети старшей группы встают в круг, а коза находится в середине. Все ведут хоровод и говорят:
-Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Коза выбирает одного человека и выполняет все движения. В кругу остаётся двое детей, четверо и т. д. Все дети из внешнего круга постепенно переходят к козе. В конце все стоят парами и танцуют.
Коза:
-Коляд, коляд, колядушек
Хорош с медком оладушек!
А без мёду – не таков,
Дайте, тётя, пирогов!
Хозяйка:
-Да вот и пирог поспел! Угощайтесь!
Хозяйка за руку выводит мальчика.
Ведущий проводит игру «Пирог» с подготовительной группой.
Дети встают в две шеренги.
По середине сидит «пирог».
Все говорят:
-Какой он высокинький! (руки поднять вверх)
-Какой он широкинький! (руки развести в стороны)
-Какой он мякинький! (погладить себя по животу)
-Режь его, да ешь!
(к «пирогу» бегут по 1 человеку от команды и салют его. Кто осалил первым, тот уводит «пирог» к себе в команду. Проигравший становится «пирогом».)
Ведущий:
А скажи-ка нам,коза,что в мешке ты принесла?
Коза:
Снег вам принесла. На дворе-то уж зима.
Дети старшей и подготовительной групп исполняют песню «Белоснежная зима».
Ведущий : козочка,коза, покажи, что за снег ты принесла?
Коза достаёт «снежки».
Проводится конкурс «Попади в корзину».
Ведущий приглашает десять человек одной группы разделиться на две команды. Каждому ребёнку коза даёт «снежок». Перед ребятами стоят две корзины. Задача : попасть «снежком» в корзину. Игра повторяется с детьми другой группы.
Ведущий:
-Коза-дереза,а что это у тебя на ногах?
Коза:
-Это валенки, друзья,
Погадать хотела б я.
Вот возьму я валенок, да и брошу за околицу.
Кто мой валенок найдёт, тот и замуж позовёт.
Коза зовёт девочек. Они берут валенки, встают спиной к мальчикам и бросают. Каждый находит свою пару. Гадают дети обеих групп по очереди.
Ведущий:
Молодцы ребята! Молодцы девчата! За руки беритесь, да крепче все держитесь.
Под песню группы «Иванушки» «Зима-холода» исполняется танец детьми обеих групп. Затем детей просят занять свои места.
Хозяйка:
-Вы всё пели да играли пряники- то поспевали.
Примите, люди добрые, моё угощение!
Вот козули,в честь козочки так называются.
(Хозяйка на подносе даёт колядующим пряники-козули.)
Хозяйка:
Тихо кружатся снежинки.
Сказка приходит к нам в дом!
Ёлки, подарки, картинки!
Зовём это всё-Рождеством!
(Звучат колокола)
Ведущий:
Кругом звонят колокола
В весёлый праздник Рождества.
Звёзды водят хороводы,
Веселятся все народы.
Рождество вы славьте, люди!
Все:
-Пусть вам только счастье будет!
(Колядовщики уходят под музыку «Ах вы,сени, мои сени»)
Список литературы:
1. И. И. Панкеев «От крестин и до поминок» Обычаи, обряды, предания русского народа
2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах»
Под редакцией О. В. Орловой 1995г. Г. Владимир
3. Науменко Г. М. «1,2,3,4,5 мы идем с тобой играть» Русский детский игровой фольклор Москва 1995г.
4. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» Москва 1994г.
5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Москва 1988г.
6. Петров В. М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.
7. Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Детство-Пресс 2012г.
8. Аникин В. П. «Живая вода» : (Вступительная статья) //Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
9. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977 – 1988
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. –
2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб. : Детство – Пресс, 2002.
11. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М. : Просвещение, 2006.