Любовь Бондаренко
Роль экскурсий в развитии представлений о труде взрослых в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Роль экскурсий в развитии представлений
о труде взрослых в дошкольном возраста]
(Слайд 1) Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.
Публикация «Роль экскурсий в развитии представлений о труде взрослых в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии (слайд 2, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия, а иногда и совершить простейшие трудовые действия самостоятельно.
Основное значение экскурсий заключается в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни на основе собственных наблюдений и представлений.
Так как я занимаюсь экскурсионной деятельностью более 20 лет, мне хотелось бы поделиться своим опытом.
Экскурсионная деятельность имеет как положительные стороны, так и определённые сложности. (Слайд 3)
К сложностям, в первую очередь, относится сам процесс проведения экскурсий. Это всегда связано с выходом за пределы привычной для детей среды: в младшем возрасте - за пределы группы, а в старшем - детского сада. Детей более обычного возбуждает новая обстановка, и сложнее собрать их внимание.
В старшем возрасте экскурсии очень часто связаны с длительными переездами, что достаточно сложно для детей физически. А также требует дополнительных усилий для воспитателей по подбору дополнительного материала по теме экскурсии, чтобы занять внимание детей в дороге.
Бывает так, что экскурсовод, проводящий экскурсию, не имеет представления об особенностях восприятия дошкольников. Поэтому необходимо заранее его проинструктировать либо тактично встраиваться в ход экскурсии, чтобы понятнее объяснить, обратить внимание детей на нужные детали и отвлечь внимание от лишней информации.
В последние годы добавились сложности оформления перевозки детей в ГАИ.
Главным преимуществом экскурсий (слайд 4) является то, что дети видят процесс труда своими глазами, могут погрузиться в среду, потрогать, ощутить запахи (слайд 5). И очень часто могут выполнить какие-либо посильные трудовые действия прямо на месте. Всё это происходит на фоне ярких положительных эмоций.
В младшей и средней группах были организованы экскурсии в прачечную детского сада (слайд 6, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, но и получают прекрасную возможность увидеть, какие значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.
В старшем возрасте мы организуем экскурсии на объекты, расположенные недалеко от детского сада: в магазин, ателье (слайд 7, в конный клуб (слайд 8) или ипподром (слайд 9, пожарную охрану, на станцию Новосибирск – главный (слайд 10, в депо.
В подготовительной группе обязательно проводилась экскурсия на зернофабрику и хлебное поле (слайд 11, 12, иногда - на хлебокомбинат, на керамическую фабрику (слайд 13, где детям предоставляется возможность самим создать что-либо из глины и взять с собой результат своего труда. В центре русской культуры "Берегиня" детей знакомили с традиционными русскими ремёслами, а так же, была возможность сделать что-либо своими руками.
В свете событий последнего года, в условиях пандемии, а так же в связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс ДОУ стали актуальны виртуальные экскурсии. (Слайд 14)
Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности с использованием современных технологий. Отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Отрицательными сторонами (слайд 15) виртуальных экскурсий является следующее :
при просмотре изображения детям сложно судить о реальных размерах объектов;
включены в работу только зрительный и слуховой анализаторы, остальные полностью выключены из процесса восприятия.
нет возможности сделать что-либо своими руками в реальной ситуации
нет целостного представления о процессе трудовой деятельности.
Ее преимуществами (слайд 16) является следующее:
погодные условия не мешают реализовать намеченную экскурсию по выбранной теме;
есть возможность повторного просмотра;
наличие интерактивных заданий, дающих возможность сразу же закрепить полученные знания;
возможность увидеть такие объекты, куда по различным причинам невозможно попасть в реальности.
(Слайд 17)Таким образом, экскурсии, как одна из форм работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, даёт огромный положительный эффект. В результате данной работы активизируется словарь детей, обогащаются представления детей о социальном мире, повышается интерес к труду, желание стать участниками тех или иных событий. Экскурсионная деятельность позволяет значительно повысить уровень представлений о труде взрослых у дошкольников.