Марина Малышева
Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте является одним из эффективных средств педагогического воздействия на развитие личности ребенка. В то же время, театрализованная деятельность выступает как специфический вид детской активности, и является одним из самых любимых видов творчества.
В театрализованной деятельности реализуются потребности ребенка в:
- самовыражении;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- общении;
- познании себя через воссоздание различных образов.
В откровенном, искреннем отношении к художественному образу, воплощении его в различных формах театрализованной деятельности ребенок проявляет уровень художественно-эстетического восприятия, речевую компетенцию, определенные знания, умения, навыки, полученные им ранее в условиях специально организованного обучения.
Очевидным является факт того, что возможности театрализованной деятельности детей в развитии эмпатии заключаются в следующем:
- это игровая деятельность, суть которой тесно связана со способностью чувствовать эмоциональное состояние персонажа, со способностью занять позицию сочувствующего, того кто сопереживает (сопереживающего) и содействующего героя (все это можно в равной степени отнести и к зрителю, который в зале, то есть те дети которые смотреть будут смотреть этот спектакль, так же будет воспитываться эмпатия;
- ребенок будет ощущать себя частью театрализованной деятельности, любого ее вида, ребенок научиться перевоплощаться в тот образ, который он играет и эмоционально ему сопереживать.
Чтобы цели и задачи театрализованной деятельности были эффективны, необходимо использовать целесообразные педагогические технологии. Педагогическая технология является движущей силой модернизации обучения. Педагогическая технология развития эмпатии посредством театрализованной деятельности у детей реализуется воспитателем детского сада в течение года. Данная работа представляет собой цикла последовательных театрализованных игр-путешествий, которые проводит воспитатель с детьми.
Особенности развития эмпатии посредством театрализованной деятельности осуществляется с помощью: игры-представления; режиссерской игры (настольный, теневой театр, театр на фланеленграфе); театральной игры (спектакль).
Игры-представлениями – это игры, которые имеют фиксированное содержание в виде букварного произведения, который разыгрывается детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
К режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведущую роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена, ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, его темы, интонация выразительность, дикция.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.
Игра-драматизация - это особый вид игровой деятельности детей дошкольного возраста; это игра по содержанию рассказа или сказки, хорошо знакомого детям. Драматизировать – значит изобразить, разыграть в лицах любое литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. При этом сюжет игры, последовательность событий, происходящие роли, поступки героев, их речь определяется текстом литературного произведения.
Отличие игр-драматизаций от других видов игр заключается также в том, что детям нужно определить ход, ход событий, образы героев сказки или рассказы, их поведение, представить персонажей именно в таком виде, в котором они показаны в произведении со всеми особенностями.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению учиться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать различные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилам. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем большую ценность приобретает театрализованная игра (особенно педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самым создавать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.
Таким образом, театрализованная деятельность в различных ее проявлениях имеет большие потенциальные возможности в развитии детей, а также решению задач речевого развития дошкольников. Причем каждый из видов театрализованной деятельности позволяет решать конкретные задачи, одновременно обеспечивая огромное положительное влияние на общее и речевое развитие дошкольников.