Приложение МААМ

Роль театрализованной деятельности в ознакомлении дошкольников с русскими народными традициями

Наталья Щербатых
Роль театрализованной деятельности в ознакомлении дошкольников с русскими народными традициями
▼ Скачать + Заказать документы

В наше непростое время увеличился интерес к понятию, закреплению и активной пропаганде национальных традиций в культуре, воплощённых в самобытных жанрах фольклора, семейных, бытовых обычаях, традициях, ритуалах. Ни что так не влияет на формирование и развитие личности ребёнка, её активной позиции, как знакомство с народными традициями, обрядами, с народном творчеством- стихами и песнями. О сохранении культурного наследия России в дошкольном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. Всвоей статье «О народности в общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.». Сегодня постепенно возвращается национальная память. Мы по – новому смотрим на старинные праздникам, традиции наших предков, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное и дорогое из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Публикация «Роль театрализованной деятельности в ознакомлении дошкольников с русскими народными традициями» размещена в разделах

Это направление воспитания детей я решаю с помощью театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она направлена на всестороннее развитие ребенка и его индивидуальность. Театрализованные занятия позволяют приобщать детей к народной культуре.

Задачи:

1. Приобщать детей дошкольного возраста к театру, знакомить с народным творчеством и традициями, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

2. Развивать такие процессы, как восприятие, память, внимание, воображение, творческие способности (умение примерять роль, специальные умения, вербальную и невербальную сторону речи.

3. Воспитывать дружелюбное отношение к играм театрализации, желание играть в театрализованном уголке, положительные эмоции по отношению к сверстникам, уважение к традициям и культуре русского народа.

Исходя из этих задач мы стараемся создать в группе предметно-развивающую среду: патриотический уголок (альбом «Моя родина – Россия»; набор открыток о родном городе); уголок театрализации и уголок декоративно- прикладного творчества (альбомы о русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновские игрушки», «Золотая хохлома», «Голубая гжель»); книжный уголок дополняем новыми русскими народными сказками с красочными иллюстрациями; потешками; загадками; прибаутками.

В непосредственно-образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром вводим, как часть организованной деятельности детей, сказки, потешки, русские народные песни, колядки, народные игры, частушки, слушание народных мелодий.

- Знакомство детей с предметами обихода наших предков славян – самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» (театр ложек); «Лисичка со скалочкой» (настольный театр); рассказы о временах года дополняла заучиванием стихов:

Мороз, Мороз!

Не морозь мой нос!

Иди, кисель поешь.

Ты зимой гуляй,

А летом не бывай!

- колядок «Щедровочка» :

Щедровочкащедровала,

Под оконце подбежала:

«Что ты, тетка, наварила,

Что ты, тетка, напекла?

Выноси нам поскорей,

Не морозь – кА ты детей.

- песенок «Как на тоненький ледок» (зима)

- знакомство с русской народной одеждой дополнила разучиванием и пением песенки – потешки «А тари, тари, тари» :

А тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги-

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки-

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки-

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки-

Куплю Маше подушки.

- пополнила и расширила знания о домашних и диких животных с помощью разучивания и пения песенок – потешек:

Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А придешь к нам вечерком,

Нас напоишь молочком.

- Заинька по сенечкам

Гуляй, погуляй.

Серенький, по новеньким

Погуляй, гуляй.

Некуда заиньке выскочитя,

Некуда серому выпругнутя.

Все ворота замкнуты стоят,

У всех ворот по три сторожа стоят,

По три девицы сидят.

Заинька, поскачешь – выскочишь.

Серенький, попляшешь – выпустим.

- самостоятельного пересказа детьми сказок «Зимовье зверей», «Лисичка – сестричка и серый волк» с помощью настольного театра и игры – драматизации.

Знакомство с русскими народными праздниками и обычаями дополнила разучиванием и пением песенок – потешек:

Мы блинов давно не ели,

Мы блинов захотели.

Припев: Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Как на масленичной неделе

Из печи блины летели.

Припев:

На поднос блины кладите

Да к порогу подносите.

- разучивание закличек:

Весна – красна!

На чем пришла?

На березе, на сосне,

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке.

- пением частушек:

Ой, туфли мои,

Носы выстрочены!

Не хотела я плясать,

Сами выскочили!

- народными играми «Аюшки», «Кто позвал?»

В свободное время знания закреплялись:

- игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям»дополнила знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; рассматривая одежду куклы Маши (кукла в русской народной одежде) дети повторяют знакомую потешку «А тари, тари, тари» и нанизывают для Маши бусы из рябины; дидактическая игра «Что растет в саду и огороде», загадывание загадок:

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь (репа)

Сто одежек-

И все без застежек. (капуста)

- дидактическая игра «Кто спрятался?» - отгадывание загадок о домашних животных

Встал он прямо у дорожки:

Не идут со страха ножки.

И мычит бедняга: «Му!»

Шаг я сделать не могу. (бычок)

Не усат, а бородат и сердит на ребят,

Но не дедушка он все же.

Угадайте, дети, кто же? (козел)

- самостоятельный пересказ детьми сказки «Гуси – лебеди»; знакомство с русской балалайкой – пословицы и поговорки:

С балалайкой работа спорится

Бери балалайку в руки, и не станет скуки.

- беседа о маме с включением пословиц, поговорок, песенок: При солнышке – тепло, при матушке – добро. Сердце матери лучше солнца греет.

- заучивание закличек на прогулке

Весна, весна красна!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями, ливнями

С хлебами обильными.

Работу по ознакомлению дошкольников с русскими народными традициями через театрализованную деятельность провожу совместно с родителями. Информация для родителей постоянно пополняется статьями: «Здравствуй, зимушка – зима!» (народные приметы, пословицы, поговорки, загадки); «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» (знакомство с празднованием Нового года, колядки, заклички); «Масленица дорогая – наша гостьюшка дорогая» (знакомство с праздником «Масленица», песенки, заклички, загадки); «При солнышке- тепло, при матушке – добро»(пословицы, поговорки, песенки о маме).

Переодически даю родителям домашнее задание: подобрать рисунки о временах года, открытки с изображением людей в русских национальных костюмах; придумать вместе с детьми загадки о русских народных игрушках, поиграть дома с детьми в русские народные игры со словами «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Как на тоненький ледок», «Аюшки»; рассматривать с детьми иллюстрации к русским народным сказкам; изготовление атрибутов и костюмов к театрализации.

Проводим развлечения, театрализованные праздники с хореографической инсценировкой сказок.

В данный момент работа продолжается. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Публикации по теме:

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму»Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму» Дидактическая игра "Найди лишнее". Цель:Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и.

Конспект занятия для дошкольников с ОВЗ по театрализованной деятельности Конспект занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по ознакомлению с театральной деятельностью. «….» Цель: Привить.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Сценарий развлечения по ПДД в средней группе «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играмиСценарий развлечения по ПДД в средней группе «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играми Сценарий развлечения по ПДД в средней группе «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играми. Разработала: воспитатель Коноваленкова.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми»Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми» 30 июля 2020 для детей дежурной группы "Домовята" (воспитатель Богомолова А. М., младший воспитатель Тукачева А. М.) было проведено мероприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в ознакомлении дошкольников с русскими народными традициями
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 10:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованной деятельности в ознакомлении дошкольников с русскими народными традициями» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щербатых (УИ 87661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД