Наталья Щербатых
Роль театрализованной деятельности в ознакомлении дошкольников с русскими народными традициями
▼ Скачать + Заказать документы
В наше непростое время увеличился интерес к понятию, закреплению и активной пропаганде национальных традиций в культуре, воплощённых в самобытных жанрах фольклора, семейных, бытовых обычаях, традициях, ритуалах. Ни что так не влияет на формирование и развитие личности ребёнка, её активной позиции, как знакомство с народными традициями, обрядами, с народном творчеством- стихами и песнями. О сохранении культурного наследия России в дошкольном воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. Всвоей статье «О народности в общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.». Сегодня постепенно возвращается национальная память. Мы по – новому смотрим на старинные праздникам, традиции наших предков, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное и дорогое из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в ознакомлении дошкольников с русскими народными традициями» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные традиции и обычаи
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Это направление воспитания детей я решаю с помощью театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она направлена на всестороннее развитие ребенка и его индивидуальность. Театрализованные занятия позволяют приобщать детей к народной культуре.
Задачи:
1. Приобщать детей дошкольного возраста к театру, знакомить с народным творчеством и традициями, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
2. Развивать такие процессы, как восприятие, память, внимание, воображение, творческие способности (умение примерять роль, специальные умения, вербальную и невербальную сторону речи.
3. Воспитывать дружелюбное отношение к играм театрализации, желание играть в театрализованном уголке, положительные эмоции по отношению к сверстникам, уважение к традициям и культуре русского народа.
Исходя из этих задач мы стараемся создать в группе предметно-развивающую среду: патриотический уголок (альбом «Моя родина – Россия»; набор открыток о родном городе); уголок театрализации и уголок декоративно- прикладного творчества (альбомы о русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновские игрушки», «Золотая хохлома», «Голубая гжель»); книжный уголок дополняем новыми русскими народными сказками с красочными иллюстрациями; потешками; загадками; прибаутками.
В непосредственно-образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим миром вводим, как часть организованной деятельности детей, сказки, потешки, русские народные песни, колядки, народные игры, частушки, слушание народных мелодий.
- Знакомство детей с предметами обихода наших предков славян – самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» (театр ложек); «Лисичка со скалочкой» (настольный театр); рассказы о временах года дополняла заучиванием стихов:
Мороз, Мороз!
Не морозь мой нос!
Иди, кисель поешь.
Ты зимой гуляй,
А летом не бывай!
- колядок «Щедровочка» :
Щедровочкащедровала,
Под оконце подбежала:
«Что ты, тетка, наварила,
Что ты, тетка, напекла?
Выноси нам поскорей,
Не морозь – кА ты детей.
- песенок «Как на тоненький ледок» (зима)
- знакомство с русской народной одеждой дополнила разучиванием и пением песенки – потешки «А тари, тари, тари» :
А тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги-
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки-
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошки-
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки-
Куплю Маше подушки.
- пополнила и расширила знания о домашних и диких животных с помощью разучивания и пения песенок – потешек:
Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А придешь к нам вечерком,
Нас напоишь молочком.
- Заинька по сенечкам
Гуляй, погуляй.
Серенький, по новеньким
Погуляй, гуляй.
Некуда заиньке выскочитя,
Некуда серому выпругнутя.
Все ворота замкнуты стоят,
У всех ворот по три сторожа стоят,
По три девицы сидят.
Заинька, поскачешь – выскочишь.
Серенький, попляшешь – выпустим.
- самостоятельного пересказа детьми сказок «Зимовье зверей», «Лисичка – сестричка и серый волк» с помощью настольного театра и игры – драматизации.
Знакомство с русскими народными праздниками и обычаями дополнила разучиванием и пением песенок – потешек:
Мы блинов давно не ели,
Мы блинов захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Как на масленичной неделе
Из печи блины летели.
Припев:
На поднос блины кладите
Да к порогу подносите.
- разучивание закличек:
Весна – красна!
На чем пришла?
На березе, на сосне,
На шелковой траве,
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке.
- пением частушек:
Ой, туфли мои,
Носы выстрочены!
Не хотела я плясать,
Сами выскочили!
- народными играми «Аюшки», «Кто позвал?»
В свободное время знания закреплялись:
- игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям»дополнила знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; рассматривая одежду куклы Маши (кукла в русской народной одежде) дети повторяют знакомую потешку «А тари, тари, тари» и нанизывают для Маши бусы из рябины; дидактическая игра «Что растет в саду и огороде», загадывание загадок:
Кругла, да не месяц,
Желта, да не масло,
С хвостом, да не мышь (репа)
Сто одежек-
И все без застежек. (капуста)
- дидактическая игра «Кто спрятался?» - отгадывание загадок о домашних животных
Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му!»
Шаг я сделать не могу. (бычок)
Не усат, а бородат и сердит на ребят,
Но не дедушка он все же.
Угадайте, дети, кто же? (козел)
- самостоятельный пересказ детьми сказки «Гуси – лебеди»; знакомство с русской балалайкой – пословицы и поговорки:
С балалайкой работа спорится
Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
- беседа о маме с включением пословиц, поговорок, песенок: При солнышке – тепло, при матушке – добро. Сердце матери лучше солнца греет.
- заучивание закличек на прогулке
Весна, весна красна!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями
С хлебами обильными.
Работу по ознакомлению дошкольников с русскими народными традициями через театрализованную деятельность провожу совместно с родителями. Информация для родителей постоянно пополняется статьями: «Здравствуй, зимушка – зима!» (народные приметы, пословицы, поговорки, загадки); «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» (знакомство с празднованием Нового года, колядки, заклички); «Масленица дорогая – наша гостьюшка дорогая» (знакомство с праздником «Масленица», песенки, заклички, загадки); «При солнышке- тепло, при матушке – добро»(пословицы, поговорки, песенки о маме).
Переодически даю родителям домашнее задание: подобрать рисунки о временах года, открытки с изображением людей в русских национальных костюмах; придумать вместе с детьми загадки о русских народных игрушках, поиграть дома с детьми в русские народные игры со словами «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Как на тоненький ледок», «Аюшки»; рассматривать с детьми иллюстрации к русским народным сказкам; изготовление атрибутов и костюмов к театрализации.
Проводим развлечения, театрализованные праздники с хореографической инсценировкой сказок.
В данный момент работа продолжается. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.