Эльвира Касувовна
Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Публикация «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка» размещена в разделах
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Работа с детьми на занятиях по театральной деятельности строится таким образом, чтобы они не чувствовали процесс обучения, а были просто заняты интересной деятельностью - игрой, увлекательной сказкой, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. С этой целью проводятся театрализованные игры и упражнения на развитие внимания, творческого воображения, пантомимики, разнообразные этюды, в процессе которых дети общаются, воспроизводят отдельные черты характера, выражают эмоции.
Материалом для работы являются сюжеты сказок, рассказов, стихов, событий из повседневной жизни детей. Подбирая сюжеты, необходимо делать акцент на их коммуникативной составляющей, общей эмоциональности героев, возможности выражения информации, состояний и отношений действующих лиц при помощи не вербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика).
Еще один важный аспект в работе - репетиция. Пожалуй, она намного важнее, чем сам спектакль. Ведь именно здесь развиваются творческие и коммуникативные способности. Не стоит зазубривать текст роли, отрабатывать позы, жесты, навязывать детям свое понимание того или иного отрывка. Главное, чтобы они уловили основной смысл театрального действия. А дальше маленькие актеры, основываясь на знание пьесы, сами будут искать выразительные особенности для своих героев.
Работа над ролью проходит определенные этапы.
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, какова их внешность, манера поведения, взаимоотношения друг с другом).
Распределение ролей.
Непосредственно работа над ролью (работа над текстом, сценической выразительностью, мимикой, интонацией).
В семье
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. Родителям стараться постоянно присутствовать на детских спектаклях и быть активными участниками представлений.
Регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка.
Предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль.
Рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью.
Рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля, кинофильма и т. п.
Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
По желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения.
По мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.
Детские размышлялки о театре
Зачем нужен театр?
Вероника: Чтобы людей развлекать, чтобы они были счастливыми и радовались.
Алексей: Чтобы люди смотрели, и понимали как себя вести по поведению героев.
Кто такие артисты, какие они?
Маруся: Артисты, они веселые, красивые, стараются все уметь, и песни петь, и танцевать, и выступать.
Алексей: Это когда он знает и может в любую секунду заулыбаться, и в любую секунду загрустить.
Тебе нравится выступать? Почему?
Маруся: Я люблю выступать, потому-что мой папа мною гордится.
Полина : Мне понравилось, потому-что у меня был костюм красивый. Все на меня смотрели и радовались.
Алексей: Мне нравится выступать для родителей, они радуются, а я готов на все, чтобы они улыбались.