Суркова Анна
Роль сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспитания. Навыки исполнения сюжетно-ролевых игр, инициируемых ребёнком, формируются в первой младшей группе детского сада. Такие игры формируют у детей коммуникативные игровые навыки, моделируют реальные жизненные ситуации и способствуют успешной социализации.
Публикация «Роль сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка первой младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Общие цели проведения сюжетно-ролевых игр в детском саду могут быть следующими:
воспитательными:
социализация ребёнка;
подготовка его к жизни в обществе;
развитие умения разрешать конфликты;
формирование определённых черт характера;
формирование нравственно-этических ориентиров;
формирование умения взаимодействовать с другими детьми;
развитие умения самостоятельно находить выход из ситуации;
образовательными:
развитие речи;
развитие памяти;
развитие воображения и фантазии;
расширение словарного запаса ребёнка;
развитие образного и критического мышления;
освоение навыка выполнения заданной последовательности действий в соответствии с правилами;
развлекательно-воспитательными:
развитие игровых навыков у ребёнка;
получение ребёнком положительных эмоций;
развитие способности самостоятельно придумывать игровые сюжеты и правила, проводить игру без участия взрослого.
Чтобы успешно выполнить поставленные цели, воспитателю требуется правильно подготовить детей к игре. Очень важно бережно отнестись к этому этапу и создать особую творческую атмосферу, которая необходима для начала игрового процесса.
Возрастные особенности детей первой младшей группы
Ребёнок первой младшей группы находится на этапе трансформации сюжетной игры из отобразительной в ролевую, которая характеризуется присвоением определённых ролей и обыгрыванием их во взаимодействии с другими участниками игры.
В сюжетно - отобразительных играх дети уже фактически выполняют все ролевые действия по отношению к игрушке, присущие определённому человеку (качают куклу, кормят её и поют ей колыбельную, однако ещё не присваивают роль этого человека (не действуют от лица матери). Ребёнок играет самостоятельно (рядом с другими, но не вместе, контакт возникает при необходимости получить игрушку или какой-либо предмет. Часто есть скрытая роль, а последовательность из движений носит циклический характер, заканчиваясь и начинаясь снова.
В ходе развития игры происходит перенос акцента от вещи, с которой ребёнок играет, на игрока. Скрытая роль постепенно выходит на передний план: после выполнения определённой последовательности движений дети вслух проговаривают название роли.
Ребёнок приходит к осознанию, что, играя, на время становится как бы кем-то другим. Скоро дети уже сначала определяют роль, а потом действуют соответствующим образом. Важной задачей на этом этапе является развитие навыков ребёнка, которые способствуют трансформации отобразительной игры в ролевую.
Для этого используют приё мы:
обучение действиям с игрушками и предметами;
объяснение и показ игровых действий;
демонстрация игровой роли;
напоминание;
поправление.
Все эти приёмы подразумевают активную роль воспитателя в игре. Сначала нужно осваивать самые элементарные вещи: вместе одевать кукол, катать машинки, постепенно увеличивая количество действий в рамках единой сюжетной линии. Машинки заправляются и чинятся в «мастерской», дети подают инструменты и детали, «заливают бензин», «замечают» партнёра и привыкают к диалогу.
При подготовке к определённой ролевой игре или развитии её сюжета используют приёмы :
демонстрация наглядного материала;
тематическая беседа;
дидактическое упражнение;
дидактическая игра;
чтение художественной литературы по теме;
продуктивная деятельность.
Их комплексно используют в период, когда дети осваивают ролевые игры. Однако отдельные приёмы могут использоваться и в переходный период. Задачи взрослого:
задать тему игры (рассказ о походе в парикмахерскую или магазин, показ иллюстраций);
пополнить у детей запас слов, относящихся к этой теме (названия овощей и фруктов для темы «Магазин» или «Повар»);
научить детей выполнять манипуляции с игровыми предметами в заданной последовательности (раздеть и одеть куклу, накрыть на стол);
сформировать игровую ситуацию и увлечь ею детей.