Маргарита Глушенцева
Роль сказок в нравственном воспитании дошкольников
Дошкольный возраст – это один из основных этапов становления личности ребёнка. На этой ступени возрастного развития формируются все основные качества характера – дружеские взаимоотношения детей, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине.
На ряду с главными средствами воспитания стоят сказки. В них раскрываются основные тенденции морального и нравственного мышления и поведения. Личность ребёнка формируется в детстве, поэтому, чем раньше сказка коснётся ребёнка, тем больше возрастает вероятность воспитать доброго, умного и социально ответственного человека.
Публикация «Роль сказок в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2020
Цель прочтения и изучения сказок – развитие эмоций, заложенных в сознание человека природой. Детскую фантазию весьма легко можно направить как в положительную сторону, так и в отрицательную развития. Начинать следует с прочтения волшебных сказок, имеющих простой сюжет.
Задачей воспитателя выступает с помощью сказок обратить внимание девочек на доброту, трудолюбие и честность героинь, а мальчиков – на то, как герои защищают слабых, берут на себя ответственность и не бояться преград. Также воспитатель должен обучить детей правилам пользования книгой, создать все возможные условия для знакомства детей с русской народной сказкой, развивать умение думать, оценивать и анализировать поступки героев сказки.
Чтобы дети выросли хорошими людьми, с ними необходимо работать, начиная с раннего возраста.
Существует несколько методов работы со сказкой. 1. Знакомство ребёнка с русской народной сказкой – это чтение или рассказывание сюжета, беседа по услышанному содержанию, рассматривание иллюстраций. Все эти действия направлены на развитие эмоционального отношения к героям и действиям в сказке. Изложение сказки должно быть выразительным и эмоционально окрашенным. С помощью этих приёмов дети должны представить живой образ. 2. Эмоциональное восприятие сказки. Дети пересказывают сказку, возможна организация настольного театра или подвижные игры с персонажами сказки. Данный метод служит закреплением содержания сказки. Также это даёт возможность выявить, в какой мере дети поняли суть сказки. 3. Художественная деятельность. Выражаем отношение к герою сказки посредством рисования, конструирования, лепки или аппликации. Это позволяет ребёнку выразить своё собственное отношение к героям сказки. 4. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. Этот метод позволяет детям перевоплотиться в сказочных героев с помощью театрализованных игр, разыгрывания сказочных сюжетов, творческой игры с использованием персонажей. Это способствует развитию нравственных уроков, умению оценивать поступки. 5. Беседа по сказке. Этот комплексный приём включает в себя несколько простых оборотов – словесных и наглядных. Тут воспитатель акцентирует внимание каждого ребёнка на моральных качествах сказочных героев, на поступках и их мотивах. Анализ сказки должен быть таким, чтобы ребёнок мог почувствовать и понять идейное содержание сказки, художественный замысел.
Таким образом, с ребёнком необходимо работать с раннего возраста, чтобы он вырос хорошим адекватным реальности человеком. С помощью сказок возрождаются духовность, гуманность, милосердие в людях. Моральное воспитание дошкольников возможно через все виды сказок, так как их нравственность заложена в сюжете.
В процессе нравственного воспитания у детей развиваются гуманные чувства, формируются навыки культурного поведения и этические представления, развиваются социально – общественные качества.