марина романенко
Роль сказок в формировании у дошкольника здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказок в формировании у дошкольника
здорового образа жизни.
Романенко М. Л. 2022г.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров (М. Пришвин).
Публикация «Роль сказок в формировании у дошкольника здорового образа жизни» размещена в разделах
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить им навыки здорового образа жизни? Найти ответы на эти вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы.
Используя в своей работе с детьми технологию валеологического воспитания, можно сказать, что наибольший развивающий эффект дают игровые методы и приемы, в которых средством валеологического воспитания выступают сказки.
Данный подход позволяет в доступной и интересной форме преподнести детям валеологические знания. Сказка забавляет, трогает, увлекает, но при этом неизменно ставит вопросы, побуждает думать. В сказке заложены целебные силы для психического, духовного, нравственного и физического здоровья ребенка.
Сказки не только помогают детям овладеть валеологическими знаниями, но и формируют общую культуру личности ребенка, морально-нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость и сопереживание, гражданские и патриотические чувства.
Вместе со сказкой дети отправляются в путешествие по «стране Здоровья». Самые простые бытовые предметы оживают в сказке. Например: Королева Зубная щетка, Веселая расческа, Волшебное зеркало помогают подойти к пониманию культурно-гигиенических навыков, а именно мыть руки, чистить зубы, использовать предметы личной гигиены по назначению. Такие герои сказок, как доктор Неболейкин, Чистюлькин помогают формированию представлений о себе и других людях, рассказывают детям о строении тела человека, формируют умение сочувствовать другим людям, мотивируют к стремлению вести здоровый образ жизни, правильно питаться, закаляться, беречь зрение, приобретать навыки правильного дыхания, самомассажа и др.
Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацеленна на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сегодня было уже много сказано о методах сохранения и укрепления здоровья детей.
Но сохранение здоровья - это не просто отсутствие болезней; это ещё и состояние полного психического а также социального благополучия.
На сегодняшний день уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко идут по жизни вместе с нашими детьми.
В связи с этим, нашей основной задачей становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, приобретение элементарных знаний о законах жизни и применение их в повседневной жизни.
Целью является: формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков к здоровому образу жизни, а также использование полученных знаний в общении с окружающими людьми.
Дети – это наше будущее, будущее всей страны. Поэтому, здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья как взрослых, так и детей. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. А это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем.
Перед родителями и педагогами, встает вопрос, как же сформировать у детей осознанное отношение к своему и здоровью и привычку быть здоровым? Мы предлагаем Вам использовать для этого, кроме личного примера еще и сказки. Они понятны и близки детям, легко запоминаются. Читая или рассказывая сказки, рассматривая иллюстрации, сопереживая героям, у детей формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур и товарищеских отношениях.
Сказку любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно). Для сказочного героя и выход из положения придумать легче. А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо кончается.
Сказка учит жить. Разве только дети слушали бабушкины сказки в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи. Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, если бы обладал волшебством?
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?
В зависимости от возраста ребенка можно использовать различные виды сказок :
Фольклорные сказки для самых маленьких, например, «Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко»;
Для детей постарше – литературные сказки : «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковского;
Для среднего и старшего возраста – сказки современных писателей: «Петька – Микроб» Г. Остера, «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г. Юдина или сказки М. Пляцковского «Длинная шея», «Сосульки», «Как ослик учился уважать старших».
Существуют сказки на гигиеническую тематику, такие как «Зубик – зазнайка» ( авторы: Н. Кубанова и Н. Букреева,где детям близка и понятна «боль» Зубика и «обида» Зубной Щетки, и «самодовольство» микроба Зубоеда.
Дети любого возраста очень любят и сказки-ситуации, которые можно сочинить самим. На примере сказочных героев детям гораздо интереснее и легче запоминать любые правила и навыки, направленные на формирование здорового образа жизни.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью.
В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека и обеспечению безопасности его жизни. Наша задача - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье.
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение личности ребенка, оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр, проживая в игре жизнь героев, ребенок приобретает их духовный и нравственный опыт. Следовательно, путем правильного отбора художественной литературы. Можно оказывать благотворное влияние на становление личности ребенка, на формирование его духовных и жизненных ценностей.
Для достижения этих целей можно использовать стихи: С. Погореловский «Ай, глаза - глазенки», Саша Черный «Мамина песня», «Тише всех», М. Ю. Дружинина «Медведь», Р. Сеф «Тишина» ,Н. Тополева «Чистим зубы», Н. Орлова «Про глаза», Г. Шалаева «О зубах», Вл. Степанов «В ручейке вода струится», «Чтобы не было беды», «Сам», К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит». А также загадки, потешки, пословицы, поговорки, сказки (например,«О Маше и Ойке» Софьи Пркофьевой).
Во время совместной деятельности ребята учатся внимательно слушать литературное произведение, анализировать его совместно с педагогом, обыгрывать потешки, решать проблемные ситуации (например, лечить зайчонка Ушастика, учить Нехочуху умываться, помочь девочке Ойке чистить зубы, приготовить Ойке полезный обед и т. д.)
Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.
Сказки о животных лучше всего передают жизненный опыт маленьким детям. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них («Теремок», «Зимовье зверей» и т. д.);
Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях(«Дочь- семилетка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.);
Волшебные сказки предпочитают дети 5- 7 лет. Этот возраст характерен тем, что дети начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями. Поэтому героями сказок должны быть люди : или обычные, с соседнего двора, или наделенные волшебными качествами – волшебники, феи («Царевна- лягушка», «Кощей Бессмертный» и т. д.)
Итак, ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.
Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения, ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т. е. развивается еще и двигательная активность.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.