Валентина Григорьева
Роль сказки в жизни дошкольника
▼ Скачать
1 слайд. Роль сказки в жизни дошкольника
2 слайд. Сказка – это как многофункциональный инструмент развития дошкольников. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства.
Сказки пользуются огромной любовью у детей!
3 слайд. Сказки подразделяются на несколько видов 1. По авторству: народные и литературные. В свою очередь их можно так же распределить 2. по содержанию на: 1. Волшебные; 2. О животных; 3. Социально-бытовые.
Публикация «Роль сказки в жизни дошкольника» размещена в разделах
Народная сказка – эпический жанр письменного и устного народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Сказка литературная – эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.
4 слайд. В волшебных сказках героями являются люди, животные, добрые и злые волшебники. В таких сказках главные герои попадают в удивительные ситуации, в которых им помогают волшебные предметы и герои-помощники.
5 слайд. Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Например, лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
6 слайд. Бытовые сказки отражают не чудеса и перевоплощения, а реальную действительность, повседневный народный быт.
По своему строению они близки к анекдоту и обычно пронизаны острой социальной направленностью. Обычно сказочник представляет крестьянина, работника или солдата в хорошо известной ему обстановке. Герой бытовой сказки всегда выходит победителем в непримиримой борьбе со своими врагами.
7 слайд. Особенности бытовых сказок :
• Краткость
• В центре сюжета обычно один эпизод
• Действия развиваются быстро
• В основе лежат события из каждодневной жизни
• Реальные герои (муж, жена, солдат, купец, барин и т. д.)
• Бытовые сказки носят юмористический характер.
8 слайд. Сказка занимает настолько прочное место в жизни человека, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен и тем самым способствует развитию детского воображения.
Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети сравнивают себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать людям добро.
Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко.
9 слайд. Роль сказки в воспитании ребенка очень велика, поэтому важно, чтобы во время чтения сказок ребенок пребывал в хорошем настроении.
Читать сказку надо не спеша и с удовольствием. Так же старайтесь не отвлекаться во время чтения и создайте ритуал чтения перед сном. Поскольку воспитание через сказку – это прекрасная возможность выстроить с ребенком близкие и доверительные отношения, ведь именно она позволяет ощутить близость общения с родными людьми.
10 слайд. С помощью сказки вы сможете развить у ребенка:
• Умение слушать
• Умение познавать
• Умение сравнивать, сопоставлять
• Умение мыслить словами
• Связную речь
• Интерес к учебе
• Мышление
• Внимание
• Память
• Воображение
• Мимику лица и жесты
• Эстетические чувства
• Чувство юмора
11 слайд. Сказка непосредственно позволяет воспитать в ребенке следующие важные качества:
• Волю – сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя – умение противостоять неудачам.
• Смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность – умение держать слово.
• Оптимизм - веру в успех, увлеченность, душевный подход.
• Целеустремленность – умение определять цель и настойчиво обиваться её достижения.
12 слайд. При знакомстве детей со сказкой важно использовать различные формы и методы:
• Чтение
• Обсуждение
• Рисование (14 слайд)
• Настольный театр (15 слайд)
• Игра-инсценировка (16 слайд)
16 слайд. Многие родители, при выборе той или иной книги ля своего ребенка, задаются следующими вопросами:
1. Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
2. Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
3. Может ли волшебная сказка испугать ребенка и нанести вред его психическому развитию?
4. В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?
17 слайд. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Для детей от 2 до 5 лет главное – чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
Детям между 5 и 7 годами можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
18 слайд. Вывод:
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О
рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле «Принцесса на горошине»; активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д.
19 слайд. Спасибо за внимание!