Пурышева Альбина Владимировна
Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением в образовании на данном этапе является семейное воспитание, которое играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка, не только в семье, но и в окружающем мире. Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка, развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.
Публикация «Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Важнейшая функция семьи – психологическая. Она создает условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите, обеспечивает открытое самовыражение и взаимное сопереживание.
Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
С момента рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, привносящие в жизнь малыша чувство защищенности, любви и ласки.
Благодаря процессу общения ребенок усваивает ценности, определяющие его дальнейшее развитие. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша должна полностью возлагаться на них.
Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи. Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока с не разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить соответствующего опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышанных слов. Он не будет знать какое удовольствие доставляет общение со взрослыми.
Одним из средств, помогающим решить различные проблемы, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса.
Родители с раннего возраста должны прививать ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и огромным желанием слушал, а в старшем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия.
Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом забыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.
Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, опираясь на собственный опыт.
Должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления.
Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью : читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем.
Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери).
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями.
Задачи родителей – расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок должен получать радость от общения с близкими людьми. Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и формировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.