Косенко Галина Андреевна
Роль сценического мастерства воспитателя в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях развития образования особое внимание уделяет-ся высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Как отмечает О. С. Булатова, «современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию». При изучении педагогического творчества и активизации роли воспитателя в педагогическом процессе возникает проблема формирования сценического мастерства – важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени сценическим мастерством. Роль и значение сценического мастерства воспитателя в раз-витии современного поколения детей достаточно велики.
Публикация «Роль сценического мастерства воспитателя в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для современного поколения детей очень важны коллективные игры, а именно театрализация. Однако, если педагог не владеет сценическим мастер-ством либо его компоненты сформированы слабо, то воздействие театрализованных игр на дошкольников будет слабым и не результативным.
Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значит – требует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин «театральная педагогика», который может пониматься, как «система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах».
Ведь часто воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педа-гог – одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его воспитанники соисполнители. От педагога-режиссёра зависит, как они «играют» свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссёра сближает также цель – эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, ис-пользуемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в хо-де спектакля – с другой. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.
Основная доля информации в детском саду преподносится в виде игры и театрального представления. Театральное действие является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области дошкольного образования детей театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
Работая в дошкольной организации, педагогам постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, в которых просто необходимо сценическое мастер-ство. Такие ситуации могут возникнуть на праздничном мероприятии, которое является неотъемлемой частью жизни детского сада. Утренники – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. Значительной заслугой театрализации, как формы работы с дошкольниками, является развитие эмоциональной стороны личности. Театрализация становится стимулом к сопереживанию, аффектации и учит детей осознанно воспроизводить свои эмоции.
В процессе создания театрализованных представлений на основе музы-кальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенностью, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые открывают перед детьми многогранный и разносторонний мир чувств, эмоций, персонажей и ситуаций. Участвуя в процессе театрализации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой общественный образец. По средствам вживания в сказочные образы дошкольники учатся переживать эмоции – страх, гнев, радость, торжество, ликование и многое другое. При этом на основе смоделированной в процессе театрализации си-туации у дошкольников формируется опыт переживания тех или иных эмоциональных состояний и модель поведения в них.
Театральная деятельность детей включает в себя несколько направлений:
– основы кукловождения
– актерское мастерство
– игровое творчество
– игра на шумовых музыкальных инструментах
– песенное и танцевальное творчество детей
– проведение праздников и развлечений.
Целью театрализации, как формы работы в детском саду, является пере-дача настроения и мимики определенных персонажей, а также детей принимать участие в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.
Театрализованная деятельность, организованная воспитателем дошкольной организации, оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без како-го-либо принуждения.
Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к ана-лизу и решению вытекающих из них задач. По мнению Ж. В. Вагановой творче-ство – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня твор-чества характерно использование уже существующих знаний и расширение об-ласти их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
В отличие от других сфер деятельности человека (наука, техника, искус-ство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в дан-ных условиях результата. Таким образом, на современном этапе развития уче-ные-педагогики все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом педагогический артистизм, который сильно воздействует на личность ребенка. Основным организатор деятельности детей педагог должен овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма.
Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др. Сценическое мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. Важную роль в развитии ак-тёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, вни-мание, воображение и другое.
Таким образом, владение педагогом сценическим мастерством способ-ствует развитию социализации, познавательной деятельности и творческой ак-тивности детей дошкольного возраста. Под влиянием сценического мастерства воспитателя происходит совершенствование коммуникативной и эмоциональной сфер, которая у многих детей требует коррекции. Если воспитатель владеет сценическим мастерством, он способен развивать творческий потенциал до-школьников, формировать у них творческую активность. Также, владение сце-ническим мастерством развивает у педагогов умение делегировать важные функции, что будет способствовать организации мероприятий на должном уровне.