Анастасия Галинская
Роль самообслуживания в жизни ребенка раннего возраста
Самостоятельность – одно из самых важных качеств, необходимых каждому человеку для его полноценной и успешной жизни.
Для ребенка, поступающего в детский сад, индикатором самостоятельности выступает опыт самообслуживания.
Навыки самообслуживания:
- мыть руки и умываться;
- пользоваться туалетом;
- самостоятельно принимать пищу;
- одеваться и раздеваться.
Владение навыками самообслуживания позволяет педагогу эффективно решать задачи:
- сенсорного воспитания;
- познавательного и речевого воспитания;
- тонкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
Публикация «Роль самообслуживания в жизни ребенка раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции;
- соблюдать определенную последовательность действий.
В последние годы во многих семьях появилась тенденция замещать действия ребенка по самообслуживанию действиями взрослого. Как следствие, многие малыши при поступлении в детский сад проявляют полную неготовность к самообслуживанию без помощи взрослых. Подобные действия со стороны взрослых могут привести к синдрому выученной беспомощности.
Выученная беспомощность (англ. learned helplessness, также приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией.
У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией.
Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.
Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста
1. Покажите ребенку «идеальную форму» того, чему собираетесь его обучить;
2. Покажите малышу образец выполнения действий (дети учатся через подражание);
3. Приготовьте визуальные образцы пошагового выполнения действий (это поможет малышу выполнять действия последовательно, одно за другим и контролировать самого себя при вашем сопровождении);
4. Вначале делайте все совместно, каждое действие отрабатывайте тщательно и внимательно (малыш учится, ему все должно быть понятно; вместе с визуальными образами, он должен получить и тактильные);
5. Малыш выполняет действие, взрослый – оказывает необходимую помощь и поддержку (взрослый комментирует, регулирует и контролирует его действия);
6. Малыш выполняет действия самостоятельно и комментирует свои действия (взрослый находится рядом, наблюдает за действиями ребенка, помогает только после его обращения с просьбой о помощи).