Архипова Татьяна
Роль русского народного искусства в процессе обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль русского народного искусства в процессе обучения детей
Приобщение детей к народным традициям способствует решению многих педагогических задач – воспитание гармоничной личности, развитие патриотизма, обогащение детей новыми эмоциями.
Сейчас достаточно велик интерес педагогов к наследию нашего народа. Это интерес к поэтическому слову, к играм, танцам, рукоделию, костюмам и т. д. Все эти элементы, где каждая деталь полна смысла и значения, сконцентрировали в себе народные праздники. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей. Поэтому каждый мог проявить свои способности, приобщиться к радости коллективного творчества. А умение взаимодействовать -
Публикация «Роль русского народного искусства в процессе обучения детей» размещена в разделах
Конечно же, в большинстве случаев знакомство с фольклором начинается гораздо раньше того времени, когда ребёнок может принять участие в празднике. Потешки, сказки, попевки, колыбельные – всё это дети могут слышать уже с рождения. Содержание малых фольклорных форм влечёт определённые темп, тональность. Это способствует положительному настрою и рассказчика, и ребёнка. Взрослые используют потешки, припевки, чтобы успокоить ребёнка, просто с ним поговорить, или сопровождая при этом какие-то действия – умывание, одевание и т. д., что одновременно способствует формированию различных навыков. Безусловно, потешки и песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.
Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком. Поэтому взрослый при чтении потешек или пении должен соблюдать логические, психологические, ритмические паузы, выделяя при этом главное слово в предложении, чтобы ребёнок обратил на него внимание, и оно отложилось в его памяти.
Музыка – неотъемлемая часть народного творчества. Музыка присутствует везде – в играх, танцах, театрализованных представлениях, она сопровождает любые события – радостные, грустные. Приобщая детей к народному творчеству, мы способствуем такому обогащению его духовного мира, какой невозможен, наверное, ни в какой другой области.
Практика показывает, что даже сначала непривычные тексты и мелодии детям исполнять несложно. Это происходит потому, что во многих случаях допускается импровизация. Поэтому дети, уловив суть, спокойно участвуют в играх, песнях, танцах, не боясь ошибиться. Кроме того, восприятие фольклора происходит благодаря его мягкому юмору, знакомым жизненным ситуациям. Безусловно, это способствует развитию творческих способностей, уверенности в своих силах, развивает коммуникативные качества наших дошкольников.
Традиционно в дошкольных учреждениях проводится немного праздников, связанных именно с фольклором, с народными традициями. Это могут быть Осенины, Рождество, Масленица, Пасха. Конечно, в жизни русских людей в давние времена праздников было гораздо больше. Все они были тесно связаны с явлениями природы, образуя «годовой круг праздничных дней». И что же, как не народный праздник всегда был способом единения людей в сопереживании события. Праздник обязательно противопоставлялся будням. Будни – это время трудов и забот, умеренности в еде, простая одежда, спокойные отношения, замкнутость в пределах своего семейного круга. Праздник – время отдыха, радости, единения людей. Праздник отмечался широко, в нём участвовали все взрослые жители села, квартала или улицы. Каждый праздник, разумеется, имел свою программу, свои песни, свои атрибуты, обряды, даже свои блюда.
И отношение к празднику у русских людей было весьма серьёзным. Праздник считался совершенно необходимым для человека: «Мы целый год трудимся для праздника».
Праздничный день требовал преображения. Улицы чистили от грязи, ремонтировали фасады домов, менялся облик дома внутри. Люди появлялись в церкви и на улицах в «доброй», то есть красивой одежде. Причём чем значительнее праздник, тем ярче, богаче костюм. Помимо внешних проявлений праздник требовал подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, в том числе и незнакомым людям.
Таким образом, велика социальная роль праздника в жизни русского народа. Праздник способствовал укреплению родственных связей, сближению людей. Немаловажно и то, что праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение других людей.
В традициях нашего дошкольного учреждения – использовать фольклор как можно чаще. С большим удовольствием проводим Осенины, разучиваем весенние заклички. Но особую радость у детей вызывает колядование. Помимо того, что дети получают угощение за свои колядки, им приносит особое удовольствие говорить и петь добрые пожеланиия хозяйке «дома».
Знакомя детей с примерами русского народного творчества, мы обогащаем собственно творчество детей, их речь становится образнее, ярче. Жизнь ребёнка становится более интенсивной и разнообразной.
Список используемой литературы:
1. Е. Якубовская, Н. Ерёмина. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях. – Спб. : СПбАППО, 2008, стр. 8-13;
2. Г. Науменко. Народные праздники, обряды, времена года в песнях и сказках. – М., 2001, стр. 5;
3. Шангина. Русские дети и их игры. СПб., 2000, стр. 4