Папки-передвижки

Роль русского народного искусства в процессе обучения детей

Архипова Татьяна
Роль русского народного искусства в процессе обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы

Роль русского народного искусства в процессе обучения детей

Приобщение детей к народным традициям способствует решению многих педагогических задач – воспитание гармоничной личности, развитие патриотизма, обогащение детей новыми эмоциями.

Сейчас достаточно велик интерес педагогов к наследию нашего народа. Это интерес к поэтическому слову, к играм, танцам, рукоделию, костюмам и т. д. Все эти элементы, где каждая деталь полна смысла и значения, сконцентрировали в себе народные праздники. Здесь нет деления на исполнителей и зрителей. Поэтому каждый мог проявить свои способности, приобщиться к радости коллективного творчества. А умение взаимодействовать -

Публикация «Роль русского народного искусства в процессе обучения детей» размещена в разделах

Конечно же, в большинстве случаев знакомство с фольклором начинается гораздо раньше того времени, когда ребёнок может принять участие в празднике. Потешки, сказки, попевки, колыбельные – всё это дети могут слышать уже с рождения. Содержание малых фольклорных форм влечёт определённые темп, тональность. Это способствует положительному настрою и рассказчика, и ребёнка. Взрослые используют потешки, припевки, чтобы успокоить ребёнка, просто с ним поговорить, или сопровождая при этом какие-то действия – умывание, одевание и т. д., что одновременно способствует формированию различных навыков. Безусловно, потешки и песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком. Поэтому взрослый при чтении потешек или пении должен соблюдать логические, психологические, ритмические паузы, выделяя при этом главное слово в предложении, чтобы ребёнок обратил на него внимание, и оно отложилось в его памяти.

Музыка – неотъемлемая часть народного творчества. Музыка присутствует везде – в играх, танцах, театрализованных представлениях, она сопровождает любые события – радостные, грустные. Приобщая детей к народному творчеству, мы способствуем такому обогащению его духовного мира, какой невозможен, наверное, ни в какой другой области.

Практика показывает, что даже сначала непривычные тексты и мелодии детям исполнять несложно. Это происходит потому, что во многих случаях допускается импровизация. Поэтому дети, уловив суть, спокойно участвуют в играх, песнях, танцах, не боясь ошибиться. Кроме того, восприятие фольклора происходит благодаря его мягкому юмору, знакомым жизненным ситуациям. Безусловно, это способствует развитию творческих способностей, уверенности в своих силах, развивает коммуникативные качества наших дошкольников.

Традиционно в дошкольных учреждениях проводится немного праздников, связанных именно с фольклором, с народными традициями. Это могут быть Осенины, Рождество, Масленица, Пасха. Конечно, в жизни русских людей в давние времена праздников было гораздо больше. Все они были тесно связаны с явлениями природы, образуя «годовой круг праздничных дней». И что же, как не народный праздник всегда был способом единения людей в сопереживании события. Праздник обязательно противопоставлялся будням. Будни – это время трудов и забот, умеренности в еде, простая одежда, спокойные отношения, замкнутость в пределах своего семейного круга. Праздник – время отдыха, радости, единения людей. Праздник отмечался широко, в нём участвовали все взрослые жители села, квартала или улицы. Каждый праздник, разумеется, имел свою программу, свои песни, свои атрибуты, обряды, даже свои блюда.

И отношение к празднику у русских людей было весьма серьёзным. Праздник считался совершенно необходимым для человека: «Мы целый год трудимся для праздника».

Праздничный день требовал преображения. Улицы чистили от грязи, ремонтировали фасады домов, менялся облик дома внутри. Люди появлялись в церкви и на улицах в «доброй», то есть красивой одежде. Причём чем значительнее праздник, тем ярче, богаче костюм. Помимо внешних проявлений праздник требовал подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, в том числе и незнакомым людям.

Таким образом, велика социальная роль праздника в жизни русского народа. Праздник способствовал укреплению родственных связей, сближению людей. Немаловажно и то, что праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение других людей.

В традициях нашего дошкольного учреждения – использовать фольклор как можно чаще. С большим удовольствием проводим Осенины, разучиваем весенние заклички. Но особую радость у детей вызывает колядование. Помимо того, что дети получают угощение за свои колядки, им приносит особое удовольствие говорить и петь добрые пожеланиия хозяйке «дома».

Знакомя детей с примерами русского народного творчества, мы обогащаем собственно творчество детей, их речь становится образнее, ярче. Жизнь ребёнка становится более интенсивной и разнообразной.

Список используемой литературы:

1. Е. Якубовская, Н. Ерёмина. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях. – Спб. : СПбАППО, 2008, стр. 8-13;

2. Г. Науменко. Народные праздники, обряды, времена года в песнях и сказках. – М., 2001, стр. 5;

3. Шангина. Русские дети и их игры. СПб., 2000, стр. 4

Публикации по теме:

Конспект НОД во второй младшей группе «Развитие речи детей на основе русского народного творчества» Задачи: Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Развивать умение читать наизусть.

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют.

Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

Консультация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Петухова М. Г., воспитатель МБДОУ «ДСОВ» №106""Одуванчик" г. Братск Речь – это важнейшая.

Проект по формированию целостной картины мира у детей. Мини-музей народного декоративно-прикладного искусстваПроект по формированию целостной картины мира у детей. Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства Очень важное дело воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей. Став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте. Искусство.

Развитие речи детей в игровой деятельности с применением русского народного фольклора в режимных моментах ТЕМА: «В ГОСТИ К СКАЗКЕ К. И. ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР». Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой.

Сценарий русского народного праздника «Масленица» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий русского народного праздника «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей; Вовлечь детей принять участие в празднике; Познакомить с различными.

Сценарий русского народного праздника «Посиделки» для детей старшего дошкольного возраста Зал оформлен под русскую избу. На полу лежат дорожки и половики. В одном углу печь, в другом – «Красный угол», стол с самоваром, иконы,.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Статья для педагогов о приобщении детей к истокам русского народного творчества Статья «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Вешняя, бодрая, Вечная, добрая, Трактором вспахана, Счастьем засеяна — Вся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль русского народного искусства в процессе обучения детей
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 17:01
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль русского народного искусства в процессе обучения детей» (включая файлы) размещена пользователем Архипова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД