Алла Турлак
Роль руководителя в изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Сила яркого педагога, как артиста или писателя, – не в подражании, а в нахождении своего творческого "Я", в формировании исследовательского подхода к педагогической деятельности и анализу педагогического опыта (ПО).ПО – это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности.
Публикация «Роль руководителя в изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта» размещена в разделах
М. Н. Скаткин, например, считает, что ПО в «широком смысле» – это такое мастерство педагога, которое даёт высокие результаты в обучении и воспитании детей, в подготовке и развитии самого педагога. ПО в «узком смысле» означает такую практику, которая творчески использует все лучшее из теории и практики, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному.
Передовым педагогическим опытом (ППО) общепринято считать такой опыт педагогов, работников образования и образовательных учреждений (ОУ) в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся и оптимальной организации педагогического процесса.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы ДОУ. Но прежде чем изучать опыт, его нужно выявить или создать, то есть, тема, которая будет изучаться, может заранее задаваться педагогу. К примеру, руководители ДОУ, заинтересованные в решении ряда вопросов организации работы группы ранней адаптации и социализации детей, могут рекомендовать педагогам накапливать опыт в этом направлении, который потом будет изучаться и обобщаться.
I.Выявление педагогического опыта
Методы выявления:
1. Анализ результатов мониторинга освоения ООП и интегративных качеств воспитанников (высокие количественные и качественные результаты).
2. Просмотр ОД
(посещая НОД, совместную деятельность заведующие, старшие воспитатели ДОУ отмечают то положительное, что присуще педагогу, замечают и выделяют особый стиль в работе, который обеспечивает успех)
3. Оперативный и тематический контроль
4. Конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары.
5. Анализ анкет педагогов.
6. Работа над темой по самообразованию, новой проблемой
(каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений – этим достижением может стать обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме).
II.Изучение педагогического опыта.
Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:
•целостная система педагогической деятельности;
•система работы педагога по какой-либо одной проблеме;
•использование одного эффективного приема;
•опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий.
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди» : метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.
Изучение опыта – это системное наблюдение за работой педагога со стороны руководителя и старшего воспитателя, анализ его опыта, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт.
Методы изучения :
1. Анализ документов:исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.
2. Анкетирование:социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
3. Анализ: то есть выделение составляющих элементов в конкретном опыте, их педагогическая эффективность и взаимосвязь.
• Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
• Содержание развития воспитанника. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание развития, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
• Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания развития, уровню подготовленности детей, индивидуальным особенностям детей и т. д.
• Деятельность детей. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
• Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания развития детей подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
• Внешние условия (в которых происходит развитие воспитанников). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов в развитии.
• Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.
4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении
5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
7. Диагностика:установление состояния диагностируемых объектов и др.
III.Обобщение педагогического опыта. Его описание, формы, уровни (практический, научный, методический) .
Основные виды обобщения педагогического опыта : показ, рассказ и описание. Описание присутствует прямо или косвенно в других двух видах. Так, при организации показа педагогического опыта (открытое занятие, видеофильм) сначала создается текст, чтобы ввести в «педагогическую кухню» слушателей. Поэтому любой опыт требует описания.
Приступая к описанию педагогического опыта рекомендовано придерживаться следующих требований:
• Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
• Конкретность: краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
• Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
•Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.
Жанр документа по обобщению опыта зависит от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.
Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.
Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, технология (система пед. действий- содержание, приемы, методы и т. п., характеристики условий развития опыта, основных принципов работы педагога, анализа результативности работы (диагностика, подготовки методических разработок и рекомендаций.
Научный - включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
Соотнесение уровней и формы обобщения :
1. Практический, формы обобщения : открытый показ, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.
2. Методический, формы обобщения : педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.
3. Научный, формы обобщения : публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.
В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.
IY.Распространение педагогического опыта.
Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т. д.
Методы распространения :
- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала
- Коллективный просмотр;
- Школа передового опыта (ШПО, которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу.
- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
Y. Внедрение передового педагогического опыта работы.
Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО — это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Главное для успешного внедрения ППО — это умение руководителя, старшего воспитателя заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.