Ольга Ревякина
Роль проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Роль проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
Ревякина О. В.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического образования детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств является метод проектов.
Публикация «Роль проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? —
На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность. Проектная деятельность является межпредметной. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость. Несмотря на то, что экологический проект для дошкольников – только коллективный, разнообразие видов деятельности способствует развитию в каждом ребёнке его индивидуальных наклонностей и способностей. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
При организации проектной деятельности нужно учитывать возрастные и психологические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность мы начинаем постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
К реализации проектов я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
Экологические проекты в ДОУ
Способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В своей работе задачи экологического воспитания я решаю через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей посредством проектной деятельности.
Чтобы решить поставленные задачи я действовала в нескольких направлениях:
- работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок природы в помещении группы);
- работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);
- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).
Мной были реализованы следующие экологические проекты : «Водичка, водичка», «Ёлочка-зелёная иголочка», «Космос».
Название проекта : «Водичка, водичка»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Цель проекта : обогатить знания детей о воде, как природном объекте, формировать понимание необходимости беречь воду.
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, воспитатель.
Название проекта «Ёлочка-зелёная иголочка»
Вид проекта : познавательный, творческий.
Цель проекта : создать у детей образ ёлочки, она живая, её нельзя ломать и рубить, формировать бережное отношение к живой природе. Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Название проекта : «Космос»
Вид проекта : творческий, игровой.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Заключение.
Таким образом, систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников. Метод экологического проекта дал нам большую возможность:
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования несложных схем, карт, моделей, алгоритмов;
- прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни;
- развивать детей физически во время интегрированных занятий-прогулок;
- совершенствовать художественно-эстетический вкус при изготовлении поделок из природного материала, во время рисования.
Многогранность видов деятельности с детьми в рамках экологического проекта, их взаимосвязанность и системность проведения, а также широкий спектр задач, решаемых в процессе этой деятельности, даёт нам право говорить о методе проекта, как о педагогической здоровьесберегающей технологии, с помощью которой возможно реально повысить экологическую воспитанность ребёнка - дошкольника, сформировать у него начала экологической культуры и стремления к здоровому образу жизни, таким образом играя большую роль в экологическом воспитании.