Анна Смагина
Роль проекта «Чердак времени» как средства развития профориентации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве основная деятельность-это игра. Самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников часто используют сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.
Дети начинают «примерять» на себя разные роли: роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.
Публикация «Роль проекта „Чердак времени“ как средства развития профориентации старших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Но идеи сюжетно-ролевой игры чаще всего скудны, повседневны, что отображает реальность жизни детей.
Как сделать детский сад местом необыкновенных открытий для маленького человека? Расширить их кругозор, передать подрастающему поколению историю, ценности, традиции, особенности быта и обычаи народа?
Какими средствами развивать у дошкольников навыки коммуникации, эмоционального интеллекта, правильной речи, творческого мышления, которые в дальнейшем помогут им решать разные жизненные задачи?
«Чердак времени» — это то место, где вместе с детьми можно погрузиться в таинственную атмосферу и познакомиться с предметами старины, вспомнить про быт и культуру нашего народа, сочинить интересные истории, рассказать их.
Возможности ознакомления детей с новыми и старыми профессиями реализуется на проекте «Чердак Времени». Но основные цели и задачи преследуются следующие:
1 слайд Цель: поиск эффективных форм организации различных видов деятельности для развития навыков будущего через знакомство детей с предметами прошлого.
2 слайд Задачи:
познакомить детей со старинными предметами, обычаями и традициями, воспитывать доброжелательное отношение к ним;
формировать навыки коммуникаций;
формировать связную речь;
формировать Тайм-менеджмент;
развивать креатив и творческое мышление;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развивать самостоятельность и инициативность;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Слай 3 Отправляясь самостоятельно или с жителями Чердака Времени в путешествия на поиски старинных вещей, проходя этапы:
1 ЭТАП «Исследователи прошлого»
2 ЭТАП «Фантазеры-изобретатели»
3 ЭТАП «А у нас на Чердаке…»
Слайд 4 Рыцари Каждый месяц участники проекта, «превращаясь» в исследователей, отправляются в путешествия на поиски старинных вещей. Началось все с примеров воспитания, где мы с ребятами вспоминали давние времена. И чем отличались мужчины от девушек. Что мужчины помогали, защищали и оберегали всех от злодеев. А девочки были принцессами и благодарили их за спасение. У девочек практически у всех есть свои короны, и в группе есть она. А вот оружие мальчикам в руки давать опасно, и в группе их е оказалось. Мы решили сделать доспехи рыцарям. Мальчики прорезали твердый картон, а девочки потом украшали доспехи по своему замыслу. Конечно же потом эти атрибуты были использованы в игре. На этом занятии мы познакомились со старинными профессиями : оружейник, кузнец.
Слайд 5 знакомства с русской избой. Мы посмотрели какие избы были раньше, с красивыми расписными ставнями, крылечками. Некоторые ребята вспомнили, что на даче или у бабушки видели такие дома. А главное, что у всех домов была труба! Дети безусловно догадались, что она исходила от печки. Вспомнили сказки, где упоминалось печка: «По щучьему велению», «Гуси-Лебеди» и т. д. Выполнили пластический этюд - превратились в печь. Потом мы с интересом рассматривали подарок от Мышки-Норушки: картинки с изображением предметов русского быта. Чугунок и ухват особенно заинтересовали ребят. С удовольствием дети отобразили эти предметы в своих рисунках. Познакомились с профессиями : печник, кто выкладывал печь, кто лепит посуду из глины-гончар, из бересты, лозы-мастер плетения из лозы. Столяр-плотник –специалист по дереву, в саду тоже имеется такой работник, Виктор Михалыч.
Слайд6 Опираясь на изученный в 1 этапе предмет/предметы (обряды, традиции и пр., участники примеряют на себя роль фантазера-изобретателя и придумывают новый предмет, наделяя старый необычными качествами и свойствами, используют для этого самые разнообразные материалы (пластилин, тесто, конструктор, спагетти, шишки, коробки и пр.);
представляют «Новую историю предмета» в виде схемы, макета, рисунка, комикса, рассказа и пр. ; 5 слайд на следующем занятии вспомнили какие есть предметы в старинной избе и придумали им другое применение. В рисунках дети отобразили свои новые приспособления. Кто-то выдумал палас-радугу из конфет, кто-то чугунок с ушками единорога. Некоторые дети вспомнили, что есть современные печки и дома, как баня или котельная для отопления. Ребятам очень понравилась новая роль изобретателей, делать собственные открытия.
1.
Роль ребенка и взрослого в 2 этапе
«Фантазеры-изобретатели» :
Ребенок – активный участник проекта, конструктор-изобретатель. Он фантазирует, придумывает и воплощает свое видение нового предмета в жизнь, используя разные материалы.
Взрослый - обеспечивает условия для независимой деятельности детей, при возникновении потребности дает советы, подсказки, отвечает на вопросы, предлагает выбор разного материала для воплощения детского замысла.
Участники проекта, опираясь на 2 этапа, организуют итоговое мероприятие, отражающее результаты деятельности детей по изучению предмета (обряда, традиций и пр.) Формы представления результатов участники выбирают самостоятельно. Это могут быть:
- детские репортажи, в которых маленькие участники рассказывают, что им удалось узнать нового о предмете прошлого, каким бы они хотели видеть этот предмет в будущем и пр. ;
- совместные детско-взрослые мероприятия (Чердачные посиделки, праздники, концерты, Вечера рассказывания историй и пр.);
- театрализованная деятельность;
- театр моды;
- выпуск газеты, книги, журнала;
- создание мини-музея изученного предмета (музей часов, музей пуговиц, музей елочных игрушек и пр.).
участники представляют репортаж «А у нас на Чердаке…» о своей деятельности в процессе изучения предмета (явления, традиций, обрядов и пр.) в виде 3-5-минутного видеоролика;
присылают свои материалы с описанием (2-3 предложения) на электронную почту проекта cherdak.vremeni@gmail.com ;
после проведения технической модерации видеоролик размещается на страничке проекта в разделе «А у нас на Чердаке…» и в группах в соцсетях Вконтакте;
участники получают бонус: 1 репортаж «А у нас на Чердаке…» - 5 «бряков» (см. раздел «
7 Слайд Фантазеры-изобретатели так вдохновились рассказами, что решили самостоятельно изготовить некоторую утварь. Конечно, основное пространство избы уже было, а ее наполнение дети придумали сами. Предлагая разнообразные предметы, ребята сразу высказывали предположения как можно их изготовить. Дети вспомнили, что ранее приносили втулки, яйца киндер сюрприз и палочки от мороженного, и нашли им применение. Получилась настоящая горница со старинными предметами, с которыми ребята могут играть в свободное время
8 Слайд. Сегодня к нам в группу пришло письмо, там написано,что Паук-Чердобряк поздравляет нас с прошедшими праздниками и скоро придёт в гости. Не прошло много времени и он сдержал обещание и принёс с собой сюрприз в корзине-старые письма и открытки. Ребята познакомились с возникновением почтовой службы, с назначением марки и истории ее возникновения. Вы знали, что на самой первой марке был портрет английской королевы. Виктории - именно там придумали марку.
Дети с удовольствием рассматривали открытки, находили одинаковые. В конце занятия мы написали жителям чердака письмо.
8 слайд Дети старшей группы «Бабочки» из г. Новокузнецка, продолжили знакомство с почтовой службой, решили создать свои марки. Самостоятельно сделали конверт для своего письма, придумали дизайн марки, вырезали её. Самое интересное было дальше. Ребята жаловались, что их конверт плохо закрывается и письмо может кто-то прочитать другой. У детей возник вопрос, как бы его заклеить? Тут Мышка - Норушка принесла свечу, пуговицу и зажигалку. Кто-то из ребят вспомнил,что свеча при нагревании тает, воспитатель подсказала,что можно запечатать конверт с помощью воска. Это было очень увлекательное знакомство с таинством запечатывания конвертов.
9 слайд Благодаря проекту "Чердак Времени" дети ДОУ №226 г. Новокузнецка осваивают новые профессии!
В продолжении знакомства с почтовой службой ребята старшей группы "Бабочки" под руководством воспитателя Филипповой Любовь Сергеевны решили организовать игру в почту. Как раз на чердаке залежались старые журналы, открытки и письма. Определились, кто из них будет оператором: в его функции входит общение с клиентами, приемка заказов, запись адреса, наклеивание марок и пр. А кто - почтальоном: будет ответственным за доставку посылок адресатам. Игра началась!
10 слайд. Игра тайный друг. Все 1 слайд
9 слайд. Ребята детского сада №226 г. Новокузнецка совместно с воспитателем Зубковой Анной Сергеевной познакомились с историей фотоаппарата.
Сколько открытий можно найти в одном предмете!
Ребята с удовольствием рассматривали черно-белый фотоаппарат и фотоплёнку.
Познакомились с технологией работы разных фотоаппаратов, в том числе и "Полароид".
Узнали интересные факты о профессии фотографа и устроили фотосессию. Одной из ключевых задач было найти красивый фон и попросить встать другого в красивую позу!
10 слайд Наши ребята спустились на чердак и ждал их новый, но старый предмет. А вы знали, как раньше гладили?
До появления жарового утюга, отжатое и высушенное бельё, наматывали на круглый деревянный валик и раскатывали рубелем (пральником). Безусловно, качество такой глажки было значительно хуже, но этим способом пользовались достаточно долго.
Возможно именно это приспособление дало название профессии-прачка,хотя есть и другая версия.
От глагола прать - его основное значение "стирать, мыть, колотить". Конечно мы прошли на экскурсию к нашей Галине Ивановне.
На занятии мы рассмотрели настоящий чугунный утюг,рассмотрели старые его вариации и новое изобретение-отправитель. Кстати ребята сказали что возможно он похож на пылесос иди фен. Посмотрим как будет выглядит их изобретения,с помощью которых разглаживают одежду, продолжение следует…