Инна Жарикова
Роль подвижной игры в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра является основным средством формирования у детей основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, метание. Для того чтобы сформировать у ребенка любой двигательный навык, он должен повторить это движение много раз. Но просто так повторять это движение скучно и неинтересно, для этого в дошкольной педагогике и существуют специальные игровые упражнения и подвижные игры.
Публикация «Роль подвижной игры в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
П. Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места).
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Очень эффективным средством комплексного улучшения физического состояния являются подвижные игры различной направленности, позволяющие совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.
1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей
2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.
3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.
4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.
5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.
Также подвижные игры можно классифицировать по тем двигательным качествам, которые они развивают.
• На силу: «Перетягивание каната», «Лошадки», «Переставь тачанку», «Прыжковая эстафета», «Бой петухов».
• На ловкость: «Ниточка-иголочка», «Подними фишку», «Охотники и утки», «Поймай дракона за хвост», «Пингвины», «Третий лишний», «Выбивалы», серия игр «Школа мяча».
• На быстроту: «Солнечные зайчики», «Лиса и зайцы», «День и ночь», «Переправа в обручах», «Хитрая лиса», «Вороны и воробьи», «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Ловишка, бери ленту», «Бездомный заяц», «Горелки», «Пустое место», «Чье звено скорее соберется», «Два мороза».
• На гибкость: «Прыгуны и ползуны», «Мостик и кошка», «Постройте мост», «Займи свободный домик».
• На выносливость: «Зайцы и волк», «С кочки на кочку», «Кто скорее снимет ленту», «Волк во рву», «Прихлопни комара», «Чай – чай выручай», «Гонки с выбыванием», «Караси и щука», «Чье звено скорее соберется».
Таким образом, подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.