елена мотылькова
Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития в нашей стране происходят активные общественно-политические и социально-экономические преобразования, которые в свою очередь выдвигают ряд задач по созданию экономически развитого, демократического государства. Успешное осуществление этих задач обуславливает необходимость формирования, особенно у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-этических качеств, среди которых важную роль играют : патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества.
Публикация «Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника» размещена в разделах
Патриотизм выступает как важное личностное качество. Ретроспективный анализ показывает, что многие мыслители затрагивали проблему роли патриотизма в процессе личностного становления человека, также они отмечали многостороннее формирующее влияние патриотизма. Ярким примером, данной позиции может выступать мнение К. Д. Ушинского, который считал, что патриотизм является могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и мощную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [14].
Сущность понятия патриотизм многогранна, в ней можно выделить следующие составляющие: чувство привязанности к родным местам, уважительное отношение к своему народу, забота об интересах Родины, осознание долга перед Родиной, проявление гражданских чувств, гордость за свою страну, уважение к истории своего народа, стремление посвящать свой труд на укрепление могущества Родины.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания подрастающего поколения [2]. Патриотическое воспитание представляет собой систему мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [12].
Предпосылками формирования основ патриотизмы выступают особенности развития личности ребенка. В дошкольном возрасте, с трех-четырех лет у ребенка начинает формироваться отношение к национальной символике (С. К. Рощин). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А. П. Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности [11,13]. В старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми», в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, связанных и с его национальной принадлежностью. В дошкольном возрасте появляется чувство национального самосознания (В. С. Мухина и др.) [8].
Решение задач патриотического воспитания личности дошкольника решается через различные виды деятельности : занятия, игру, труд, влияют также взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основу патриотического воспитания личности ребенка составляет развитие у него нравственных чувств, воспитание любви, уважения, интереса.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители, согласно программам, также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Методами и приемами патриотического воспитания личности дошкольника, как указывает Л. Н. Ильина, выступают: пример взрослого, игры, занятия, экскурсии, праздники; наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада, рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением; беседы о родном городе, улице, детском саде; использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей; использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок, знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. д.); обогащение и стимулирование детского творчества; привлечение детей к посильному общественно-полезному труду; поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении; бережно относиться к общественному имуществу; добросовестно выполнять поручения; правильно вести себя в общественных местах; воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники [5].
Организация работы по патриотическому воспитанию строится в дошкольном возрасте с учетом следующих принципов:
- принципа «позитивного центризма» (отбора знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- принципа непрерывности и преемственности педагогического процесса;
-принципа дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-принципа рационального сочетания разных видов деятельности, адекватного возрасту баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- принципа деятельностного подхода;
-принципа развивающего характера обучения, основанного на детской активности.
С. А. Козлова подчеркивает и важное значение личности воспитателя в процессе формирования высших нравственных чувств. Поскольку ребёнок не может познать окружающий его общественный мир иначе, как через взрослого, то взрослый выступает посредником между ребёнком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Он учит его понимать окружающую действительность. Определённым образом к ней относится, наконец, учит способам участия в ней, в доступной форме знакомит с моральными нормами, принципами. При этом важно, что взрослый является и организатором жизни ребёнка, и объектом познания, и реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребёнка формируется определённое отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности [6].
Таким образом, анализ проблемы роли патриотического воспитания в формировании личности дошкольника показывает, что воспитание любви к своей семье, своей Родине, бережное отношение к окружающему миру, уважение к традициям и истории способствует становлению личности настоящего гражданина, уважающего себя и других людей, обладающего высокой нравственностью, проявляющего национальную и религиозную толерантность, что является признаками гуманного и демократического общества. В дошкольном возрасте патриотическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс, последовательно и системно формирующий с помощью комплекса методов и приемов знания, умения и навыки, отражающие основные компоненты патриотического воспитания.
Список литературы
1. Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
4. Зеленова, Н. Г. Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая, подготовительная группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 108 с.
5. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные задачи педагогики (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 48-50.
6. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. - М. : Академия, 1998. - 160 с.
7. Маханёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Д. Маханева. – М., 2003.- 132 с.
8. Мухина, В. С. Психология детства и отрочества [Текст] / В. С. Мухина. – М. : ИПП, 1998. – 194 с.
9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2003.
10. Оверчук, Т. И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Т. И. Оверчук. – М., 2004. – 97 с.
11. Оконешникова, А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга [Текст] : автореферат дисс. докт. психол. наук /А. П. Оконешникова. - Якутск, 1998. – 23 с.
12. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» – М, 2005.
13. Рощин, С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня [Текст] / С. К. Рощин // Психологический журнал. 1990. – Т. 11. - №5.
14. Ушинский, К. Д. Воспитание человека : Избранное [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Карапуз, 2000. - 256 с.