Анна Чернова
Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей
В последние несколько лет уровень развития речи детей значительно снизился. И это неудивительно: постоянно занятые работой мамы и папы всё меньше разговаривают с детьми, да и сами дети, находясь в окружении всевозможных гаджетов, смотря и слушая, не имеют сильной необходимости говорить. Современные игрушки и приборы устроены максимально удобно, но абсолютно бесполезны для развития моторики - дети редко делают что-либо своими руками. Им не нужно завязывать шнурки и застегивать пуговицы – ведь есть липучки, игрушки и бытовые приборы работают от пульта. Но именно эти достижения прогресса приводят к тому, что ребенок никак не может начать говорить или говорит плохо. Родители по-разному относятся к проблеме развития речи своего ребенка. Кого-то беспокоит годовалый малыш, произносящий всего два-три слова, а кто-то спокоен, хотя их трехлетка не в состоянии построить простейшую фразу, а словарный запас его крайне скуден. Последние думают, что это пройдет, ребенок заговорит сам и догонит сверстников. Но такая позиция ошибочна.
Публикация «Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное и высокоэффективное средство развития речи детей. Учеными давно доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Еще Аристотель сказал, что «рука – это инструмент всех инструментов», а В. А. Сухомлинский справедливо заметил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем проще и увереннее кроха познает и осваивает окружающий мир. Но сила, ловкость, активность не появятся у маленьких пальчиков сами по себе – им надо помочь. И помощь эта заключается в повседневных тренировках, и чем раньше мы начнем заниматься с детьми - тем быстрее будут «умнеть» пальчики!
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Пальчиковые игры – уникальное, проверенное временем, незаменимое средство для тренировки рук ребенка в легкой и непринужденной форме. Известно, что на ладонях и на стопах находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на работу определенных органов и организма в целом. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.
Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов и сказок. Они хорошо развивают внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением. Лишь тогда, когда движения пальцев станут свободными, будет развита речь и мышление ребенка. В головном мозге человека отделы, отвечающие за речь и движение, расположены рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Тренируя мелкую моторику рук у ребенка, мы стимулируем его речь. Благодаря пальчиковым играм и упражнениям ручки малыша приобретают большую подвижность, гибкость, уходит скованность и неловкость движений. Разучивая тексты с гимнастикой, дети не только начинают лучше говорить – развивается их воображение и память. К тому же, такие занятия помогают развить творческие способности детей – художественные и музыкальные.
Игры с пальчиками имеют еще один значимый положительный эффект – формирование добрых взаимоотношений между ребенком и взрослым. Пальчиковые игры - это моменты радостного общения с близкими людьми. Когда для пальчиковой игры малыша берут на руки, сажают на колени, обнимают, трогают, поглаживают, щекочут или раскачивают его ладошку, ребёнок получает те самые впечатления, которые так необходимы для его эмоционального и интеллектуального развития. Особым фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются небольшими стихами. Стихи легко запоминаются, а ритм, рифма и неизменный порядок слов для детей являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Дети очень любят пальчиковые игры и гимнастики, но желание играть во многом зависит от исполнения взрослого. Для малышей важно спокойное настроение и осторожное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.
Пальчиковые игры – не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка. Можно дать малышу макароны или крупы– пусть сидит, перебирает, сортирует, перекладывает. Можно и нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т. д.). Но пальчиковые игры обладают огромным преимуществом - ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.
Использовать в общении с ребенком пальчиковые игры – это помогать его развитию. Развитие мелкой моторики рук у малышей всегда влечет за собой развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.