Батракова Олеся
Роль народной игрушки в патриотическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игрушек в жизни детей переоценить невозможно, ведь именно игра – основная деятельность ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры детей усложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах учиться брать на себя роль – мамы, папы, больного, доктора, водителя и т. д.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку.
Трудно переоценить значение народного традиционного искусства в эстетическом воспитании и художественном развитии дошкольников. Оно впитало в себя исторический, нрвственный, эстетический, духовный опыт народа. Обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека, формирует его внутренний мир. В искусстве, созданном народом, живут и развиваются глубокие и древние традиции. Это передаваемые из поколения в поколение,от отца к сыну, от матери к дочери правила, навыки, приёмы, обычаи, представления о красоте и целесобразности, образы, мотивы, отражающие народное мироощущение, несущие свой национальный характер.
Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы (Пеленашки, Мартинички, Столбушки и др., свистульки, глиняные игрушки, деревянные, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием, которое подходило по сюжету игры.
В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов, пробуждая его фантазию. Эти игрушки основаны на тонком знании психологии ребенка, разносторонне воздействуют на развитие его чувств, ума и характера, способствуют гармоничному разностороннему развитию ребенка и отвечают требованиям ФГОС ДО.
Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.
Можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.
Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой.
Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру. Кроме того, дерево – экологически чистый и безопасный материал, в отличие от токсично опасных дешевых игрушек из пластика, которые порой наносят вред здоровью ребенка. Дерево – естественный материал, пропитанный солнцем. Деревянная игрушка – это продолжение природы в руках ребенка. Тактильные впечатления, которые дети получают во время игры с деревянными игрушками, способствуют развитию мелкой моторики. У дерева – приятный запах и цвет, который положительно влияет на нервную систему ребенка, это материал, который не вызывает аллергии. Почти во всех традиционных культурах игрушки всегда делали из дерева. И не только потому, что в древности не было других доступных материалов. Люди всегда понимали, что дерево несет особую энергетику, передает ее из поколения в поколение и воспитывает в ребенке уважение к народной культуре.
Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру. Все это может дать игра с хорошими народными игрушками.
В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов. Их уникальность активно используется в коррекционно-развивающей работе с детьми. Посредством народной игрушки эффективно осуществляется коррекция и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения). Это особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.
Деревянные игрушки не перегружены функциями, поэтому их можно обернуть в пользу эффективной коррекционной работы:
создаём условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам;
стремимся к созданию положительной эмоциональной атмосферы с ребенком;
осуществляем показ игровых действий, побуждаем ребенка к повторению действий взрослого;
поддерживаем инициативные игровые действия ребенка, наделяем игровым смыслом простые манипуляции с игрушками.
Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.
Такие игрушки показаны для детей с ЗПР, чья деятельность характеризуется высокой степенью физической активности, неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно.
Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудность формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Народная игрушка для таких детей уникальна. В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их.
Знакомство с народной игрушкой тесно связано с малыми фольклорными жанрами - загадкой, потешкой, небылицей, - так как это еще больше привлекает внимание детей, делает образ более понятным. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.
Поэтому разрабатывая работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с народной игрушкой, необходимо ориентироваться на следующие основные принципы:
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, и т. п.). Так как в устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т. п.
Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядов праздников. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.
Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта.
Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.
Создание в группах мини-музеев предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Таким образом, опираясь на целевые ориентиры ФГОС, можно сделать заключение: народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает мир и происходит его социализация в обществе.