Людмила Мутовина
Роль музыкальных развлечений в развитии социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкальных развлечений в развитии социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста
В Дошкольном образовательном учреждении важное место отводится социально- коммуникативному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.
Публикация «Роль музыкальных развлечений в развитии социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Анализируя процесс социально — коммуникативного развития ребенка в период дошкольного детства необходимо выделить задачу, которая стоит перед ним на данном этапе развития : Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. а решать эту задачу нам помогут детские развлечения
Развлечения с детьми раннего возраста
___В развитии ребёнка существуют такие сферы, которые существенно отражают показатели возрастного развития и влияют на дальнейшее его формирование и восприятие окружающего мира. Значимыми показателями развития малыша являются : двигательная сфера – общая и мелкая моторика, развитие эмоциональной сферы и сферы общения, где наиболее ярко выражаются личностные, деловые и познавательные аспекты.
Ранний возраст благоприятное время для становления и формирования личностного новообразования «я – сам».Отношение к себе, другим и предметному окружению приобретает значимость не только как объект освоения, практического действия и познания, но и как сфера реализации и самоутверждения «я». Успешность ребёнка, его навыки и умения
-2-
проявляются в занимательных, специально организованных досугах и развлечениях, цель которых порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, одновременно закрепить знания, коммуникативные потребности, способствовать проявлению творческой инициативы, формированию начальных нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, сочувствию, помощи сверстнику).
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. От умения педагога создавать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов. По мнению ученых,значение потребности у детей младшего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.
Когда дети поступают в детский сад, наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка. В соответствии с ней занятия для детей раннего возраста направлены на развитие социально-коммуникативных качеств : умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Начинается планомерная работа по развитию мелкой моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.
Развлечения представляют собой театрализованные представления, действия в которых обыгрывается с помощью игрушек. Такая форма проведения развлечения является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом,
-3-
побуждает малышей принять активное участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Кроме того, такие развлечения решают и познавательные задачи: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, учат бережно относиться к игрушкам и т. д. На развлечениях особое внимание уделяется физическому развитию детей : включению в них двигательных и общеразвивающих упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего зала, развитию общей и мелкой моторики. Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). игровые театрализованные развлечения помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.
В раннем возрасте несовершенство нервных процессов проявляется в преобладании процесса возбуждения над торможением. Поэтому в развлечения включаются задания, несколько ограничивающие активность детей, что создает условия для тренировки процесса торможения.
Большую роль в развлечениях играем музыка. Великий русский ученый В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
Развлечения следует проводить ориентируясь только на позитивные реакции детей. Если дети излишне возбудились или устали, желательно сократить представление. Опыт показывает, что при артистизме, эмоциональности педагога дети прекрасно справляются с полным объемом работы, сохраняя устойчивость внимания за счет смены видов деятельности. В раннем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это дает возможность детям хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.
Раннее детство – период, благоприятный для развития сенсо-моторных и познавательных способностей, поэтому необходимо создавать условия для
-4-
экспериментирования ребёнка, т. е. организовать соответствующую предметно-развивающую среду, тесно связанную с музыкальными и немузыкальными звуками. Именно эта взаимосвязь будет способствовать художественному воспитанию, которое осуществляется в процессе продуктивных видов деятельности, входе развития у ребёнка интереса к музыке и эмоционального отклика на неё и формировании коммуникативных средств общения на основе художественного слова и русского народного творчества. Развлечения объединяют выше названные виды искусства и с раннего возраста дают возможность использовать их для создания психологического и эмоционального комфорта.
Развлечения проводятся воспитателем или совместно с музыкальным руководителем с использованием музыки. Это могут быть чередующиеся, связанные сюжетом, детские песенки, потешки, игры-забавы, народные попевки или сказка с хорошо знакомым сюжетом, персонажами куклами или взрослыми участниками сценария.
Основная цель развлечений - обогатить ребёнка новыми музыкальными впечатлениями, переживаниями, позабавить его, углубить интерес к музыке, научить понимать прекрасное, закрепить пройденный материал и на основе приобретённых навыков и умений развить музыкально-творческие способности. Систематическое проведение развлечений на различные темы вызывает у детей активный интерес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, активно развивает музыкальные способности и как следствие повышает музыкальную культуру ребёнка дошкольного возраста,
Музыкальные развлечения играют важную роль в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников. принцип интеграции, направленный на решение задач социально - коммуникативного развития во взаимосвязи с другими образовательными областями:"познавательное развитие, "речевое развитие", "физическое развитие", "художественно - эстетическое развитие".
Различные виды музыкальных развлечений помогают развитию социально-коммуникативных способностей у дошкольников. Можно утверждать, что музыкальные развлечения являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности,