Анастасия Полянских
Роль музыкальных игр в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1.0. Теоретические основы музыкально - дидактических игр как формы деятельности
В возрасте от 3 до 7 лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления. В этом возрасте необходимы игры для ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.
Публикация «Роль музыкальных игр в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе.
В период от пяти до семи лет игра дошкольников вступает в пору своего расцвета. В сюжетно - ролевой самодеятельной игре усложняются сюжеты; она приобретает все более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазии и игры с правилами. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателями.
Характерная черта ребенка этого возраста - стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания. Игровое взаимодействие детей в самодеятельной сюжетно-ролевой игре не привязано к стационарной тематической игровой среде.
Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики и рассмотрев структуру игр, можно прийти к следующим выводам.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
1.1. Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Музыка—это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном, имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. В каждом ладу звуки соотносятся друг с другом, взаимодействуя между собой (одни воспринимаются более устойчивыми, другие—менее). Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дафференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Поэтому понятие «музыкальность» включает в себя музыкальный слух, а также чувство ритма, которые неразрывно связаны с эмоциями.
Музыкальные звуки обладают различными свойствами: они имеют высоту, тембр, динамику и длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. Последнее из перечисленных свойств звуков (длительность) лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и воспроизведение его образуют одну из музыкальных способностей человека — музыкально-ритмическое чувство. Три первых названных свойства музыкальных звуков (высота, тембр и динамика) составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений, —возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.
Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.
Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — с грустным. Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту). Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки ребёнок совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки дошкольника остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.
1.2. Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста
Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности. Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение. Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3 - 4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям. Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выразительными средствами, обращают внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово». Главная задача — практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием, если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения. Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие ребенка, реализовать потенциальные возможности детей в музыкальной деятельности. Разработана система музыкальных занятий, направленных на развитие разных видов музыкальной деятельности с использованием дидактических и музыкальных игр. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями). Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей. Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры. Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные, и двигательные представления детей. Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях. Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью организации различных форм музыкальной деятельности. Большое значение имеет возраст детей, для которых предназначена та или иная игра. Например музыкальные-дидактические игры для детей 2-ой младшей группы (от 3 до 4 лет). В группе по списку 28 детей. Не у всех детей было одинаково развито музыкальное восприятие, умение передавать в движении содержание музыки. Вначале необходимо составить предварительный план по разучиванию музыкально-дидактических игр, применяя проверенные на практике приёмы, способствующие музыкальному воспитанию дошкольников.
Например музыкально - дидактическая игра «Чей домик?» музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского - игра на различение высоты звука.
Задача игры - ознакомить детей с высоким и низким звуком. В музыкальном зале на небольшом расстоянии друг от друга расставлены стулья. Несколько детей присаживаются на них. Это «кошки» и «котята».
Музыкальный руководитель поё т песню и затем спрашивает:
Куда же мы пойдём,
Туда ли, где кошка поёт,
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котёнок?
Ребёнок проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котёнка. Музыкальный руководитель спрашивает у детей – зрителей: «Правильно ли отгадали?» Если правильно, то дошкольник идёт в домик, а ребёнок, сидящий за стульчиком, становится зрителем.
1 занятие Слушание песни «Чей домик?» Прослушав всю песню, необходимо узнать, какую реакцию вызвала она у детей. Знакомим детей с тем, что песню пели не спеша, ласково, спокойно, нежно.
2 занятие Слушание песни. Музыкальный руководитель поёт и играет на металлофоне. Дети узнают песню и вместе со мной подпевают «мяу». Выясняется, что «кошка» и «котята» мяукают по-разному.
3 занятие Закрепление материала предыдущего занятия. Музыкальный руководитель играет, поёт. Дети узнают песню «про кошку и котят». При повторении они подпевают «мяу».
4 занятие в беседе закрепляем правила игры, проводим игру. Устанавливаем домик, стулья, выбираем на роли кошки и котят других детей, застенчивых, чтобы можно было проверить, все ли дети усвоили низкое и высокое звучание.
Дети правильно поняли характер игры и её содержание. Они легко ориентировались в пространстве, хорошо отгадывали, «кто в домике живёт».
В этой игре отчётливо прослеживается роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Все дети, правильно выполнившие задания, входят в домик.
В данном случае звуковысотные соотношения выступают перед детьми в игре «Чей домик?» при восприятии мелодии песни. Она воспринималась в единстве с текстом. Мелодия выразила основное настроение, а своими интонационными ходами иллюстрировала характерные образы кошки и котят.
Дети второй младшей группы хорошо справляются с заданием различения звуков по длительности. Для их восприятия доступно сопоставление и смена четвёртых и восьмых длительностей (например бег и ходьба). Необходимо проводить с детьми игры «Кто идёт?», «Мышки бегают»
Усвоение динамических оттенков детям-малышам удаётся легче. Несложно представить и выполнить какие-то простейшие движения, если они проходят под песню:
У ребяток ручки хлопают
Тихо хлопают, тихо хлопают
Громче хлопают, сами хлопают
Ну и хлопают, вот так хлопают
Здесь задание ясно обозначено в тексте песни. Весёлая мелодия, вначале плавная и спокойная, затем, при усилении динамики, характеризующаяся скачком в мелодии на кварту, изложена в более высоком регистре, даёт детям наглядное представление о соответствующих свойствах музыки. Малыши после показа выполняют тихие и громкие хлопки в ладоши. На эту же задачу можно также проводить игру «Тихие и громкие звоночки», музыка Р. Рустамонова, слова Ю. Островского. На занятие приносим погремушки, воспитатель поё т:
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!
На 1-й куплет дети тихо звенят погремушками, на 2-1 – громко. В этой игре также задание обозначено в песне, и дети, сидя на стульчиках, выполняют его.
Знакомство с музыкальными тембрами в музыкально-дидактических играх проводится тремя способами: восприятием человеческого голоса (пением, имитацией голосов птиц и животных, тембрами инструментов.
Различение звукоподражания голосов животных и птиц - один из наиболее доступных способов ознакомления младших детей с тембрами. Композиторы передают звукоподражание в музыкальном оформлении.
«Угадай, на чём играю?» На занятиях детям дают погремушки, барабаны, дудки, колокольчики. Воспитатель поёт песню, дети внимательно слушают. Когда поё тся про звоночки:
«Эй вы звоночки,зазвоните,
Весело звените, ди-ли-день»,
То дети, у которых в руках погремушки, звенят ими. Если поётся про барабан – дети стучат по барабану. И. т. д. Дети эмоционально откликаются на музыку, но порой движения их неточны и не согласуются с музыкой. Дети любят игру «Кто это?», музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского. Песня к игре написана в форме загадки о животных и птицах. В конце каждого куплета звучат как бы звукоподражание их голосам. Такой приём, найденный композитором, помогает детям охарактеризовать тембры голосов животных. Следим, чтобы звукоподражание было правильным: нежно мяукает кошка, звонко поёт петух, резковато изображается крик гусей. Также например, в музыкально - игровых вокальных упражнениях - играх «Марш» Е. Тиличеевой и «Мы идем» Р. Рустамова дети вспоминают знакомые упражнения: ритмично ходить и подпрыгивать, представляя образы различных сказочных героев. Педагог предлагает детям пройти по комнате друг за другом и говорит: «Послушайте, что теперь надо делать под музыку». Исполняется «Мы идем» Р. Рустамова. Дети вспоминают упражнение. Если они не скажут, какие движения надо выполнять, педагог говорит: «Походим и попрыгаем». Наблюдает, насколько точно дети изменяют движение в связи с музыкой. «Осенняя песенка» Ан. Александрова - слушать новую песню спокойного характера. Педагог показывает детям осенние листья, спрашивает, какого они цвета, раздает их и предлагает послушать песенку. Затем спрашивает, о чем в ней поется, и объясняет: «Дети гуляли в садике и собрали букет из осенних листьев. Давайте мы тоже соберем листья в букет». Дети передают листья воспитателю, он ставит их в вазу. Песня исполняется еще раз. Таким образом, методически правильно и целесообразно организованная музыкально – игровая деятельность доставляет детям удовольствие и удовлетворение, вызывает их интерес к музыкальным занятиям, а также решает многие психолого – педагогические задачи по развитию всех личностных качеств детей. Итак, в течение учебного года необходимо проводить с детьми на музыкальном занятии и в вечерние часы музыкально – дидактические игры (2-3 минуты) Постепенно усложнять задания, неоднократно их повторять. Проверять индивидуальное усвоение заданий по высоте, ритму, тембру, динамике. Дети часто отвечают коллективно, но иногда нужно вызывать ребёнка к себе и проверять его одного а остальные дети анализируют (вместе с воспитателем) его ответ и тем самым закрепляют и свои знания.
Чтобы игра для детей представляла большой интерес, не сразу усложняем её заданиями. Такая постепенная подготовка к игре обеспечивает развитие музыкальных способностей у большинства детей, даже самых застенчивых и малоподвижных. Показывать детям и знакомлю их с различными музыкальными инструментами – бубен, маракасы, бубенцы, треугольник, тем самым даю возможность детям увидеть их, поиграть с ними. Обыгрываем мягкие игрушки (зайчик, волк, медведь). Дети вначале затрудняются выполнять задания – удары в бубен, или как идёт лошадка усталая и как лошадка скачет быстро. Но применяя метод показа (игра в бубен, нагружаем лошадку – её тяжело, она идёт медленно, просим детей показать, как идёт лошадка, когда ей тяжело, и как она скачет без груза. Дети довольно правильно отвечают и показывают движения. Младшие дети могут воспроизвести простые динамические сочетания звуков, используя металлофон. Малыш с удовольствием берётся за молоточек, крепко зажимает его в кулачке и старается изобразить маленький и сильный дождик.
Роль музыкальных игр в развитии дошкольников являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др., а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка, погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает внешний мир. В музыкально – игровой деятельности происходит активное общение со сверстниками, поиск различных приемов и способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков поведения. Музыкальному руководителю необходимо совершенствовать основные движения в музыкально – дидактических играх;
- добиться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и в группе, дома;
- воспитывать детей организаторов игр, которые могли бы сами проводить их с группой детей;
- повседневно использовать музыкально – дидактические игры как ценное средство воспитания и развития дошкольников.
Список литературы
1. Абдуллин Э. В. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М. ,-1983
2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. ,-1983
3. Бырченко П. Сборник «С песенкой по лесенке». М. ,-1985.
4. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-Пб. : Детство - Пресс, 2010. 650 с.
5. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1983. 304 с.
6. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. – М., 1996.
8. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. – М., 1983
9. Лужный В. Методика преподавания музыки в 1 классе. Киев, «Музыкальная Украина», - 1984.
10. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. М. ,- «Просвещение», 1985.
11. Музыка в школе. 1-2-3 класс: Хрестоматии. / Авторы-составители Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. – 2-е изд. – М. : Музыка, 1980.
12. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1-2. Родная земля. – М., 1997.
13. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. – М. -Л., 1951.
14. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ. 1-2-3 класс. – М. : «Просвещение», 1983.
15. Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ.
16. Аудиокнига «Звёздные сказки».
17. Сиротина Т. «Музыкальная азбука». Москва «Музыка», 2004.
18. Римко О. «Музыкальное путешествие Василия и его друзей». Изд. «Белый город», 2006.
19. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. «Сольфеджио». Ленинград Музыка», 1984. Анисимова Г. И. 2007. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль
20. Ветлугина Н. А. 1953. Методика музыкального воспитания в детском саду.
21. Ильина Г. А. 1961. Особенности развития музыкального ритма у детей.